Особенности предварительных выборов в Республике Гондурас: взгляд наблюдателей из России
Аннотация
В статье рассмотрены некоторые особенности конституционного устройства Республики Гондурас и правовые аспекты проведения предварительных выборов (праймериз) 9 марта 2025 г., на которых авторы статьи присутствовали в качестве международных наблюдателей. Среди основных особенностей избирательного процесса в Гондурасе авторами выделены правовое регулирование предварительных выборов избирательным законодательством, приглашение на них международных наблюдателей и использование биометрической аутентификации избирателей, что еще раз свидетельствует о возможности использования национальных особенностей реализации избирательных прав граждан как формы проявления электорального суверенитета государства.
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 02/2025 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2025-2-14-18 |
В Республике Гондурас 9 марта 2025 г. состоялись предварительные выборы (праймериз), по результатам которых определены кандидаты для участия в предстоящих всеобщих выборах от трех основных политических партий. Всеобщие выборы состоятся в последнее воскресенье ноября — 30 ноября 2025 г., в ходе них будут избираться Президент и три Вице-президента, 20 депутатов Центральноамериканского парламента от Гондураса, 128 депутатов Национального конгресса и их заместителей (в случае досрочного прекращения полномочий дополнительные выборы в Гондурасе не проводятся, полномочия депутата осуществляет его заместитель), 298 мэров и вице-мэров, 2 186 советников представительных органов муниципальных образований.
Конституция Республики Гондурас, принятая в 1982 г., провозглашает, что национальный суверенитет принадлежит народу, от которого исходят все ветви государственной власти, осуществляемой посредством представительства (ст. 2).
Конституция 1982 г. является 16-й конституцией в истории Гондураса и была принята в связи с прекращением периода правления военных хунт и перехода власти к гражданскому правительству, чем, по-видимому, обусловлены особые гарантии сменяемости высшей власти в стране и ограничения, направленные на сохранение данных гарантий. Так, конституция не только устанавливает, что никто не должен подчиняться правительству, узурпировавшему власть, или лицам, присвоившим публичные функции или должности с помощью оружия либо используя средства и прибегая к действиям, нарушающим положения конституции и принятых на ее основе законов, и провозглашает акты, осуществляемые подобными властями, ничтожными, но и декларирует право народа на восстание для защиты конституционного порядка (ст. 3). Подобное положение является достаточно редким для мировой конституционной практики и с учетом отсутствия конституционных норм об основаниях, порядке реализации и иных условиях осуществления народом права на восстание может создавать условия для злоупотребления им со стороны отдельных политических сил и угрозу для конституционного строя государства.
Особое внимание Конституция Гондураса уделяет ограничению срока президентских полномочий, не допуская возможности переизбрания Президента на второй срок и ограничивая период пребывания одного лица в данной должности одним четырехлетним сроком. Согласно конституции, гражданин, который исполнял обязанности Президента или Вице-президента, не может вновь стать Президентом или Вице-президентом республики (ст. 239).
Положения Конституции Гондураса не только устанавливают одно из самых жестких в мировой практике ограничений на продолжительность пребывания одного лица в должности Президента страны в виде одного четырехлетнего срока без возможности переизбрания, в том числе после перерыва, но и конституционный запрет на внесение предложений об изменении данного ограничения и поддержку таких предложений, а также ответственность за его нарушение вплоть до отрешения от должности, делая антиконституционной саму возможность дискуссии о возможности изменения данного ограничения (ст. 4, 239, 374).