Нормативное содержание пассивного избирательного права
Аннотация
Статья посвящена теме нормативного содержания пассивного избирательного права. В процессе ее раскрытия автор охарактеризовал конституционную природу этого права, представил результаты анализа способов формирования рациональной картины содержания рассматриваемого права и теоретические схемы, отражающие данное содержание, указал на их сильные и слабые стороны. Рассмотрение темы в исторической ретроспективе позволило обосновать выводы: о расширении состава и объема правомочий, образующих нормативное содержание пассивного избирательного права; усложнении их структурного и системного единства; дуализме ипостасей элементов пассивного избирательного права; развитии дихотомии материальной и процессуальной сторон в нормативном содержании этого права; формировании в нормативном содержании пассивного избирательного права новых структур и новых параметров порядка системных связей, а также наличии обратно пропорциональной связи между расширением и усложнением нормативного содержания пассивного избирательного права, с одной стороны, и сужением пределов обеспечиваемой им свободы — с другой. В завершение автор указал на обострение противоречия между «знаковой форой» права гражданина быть избранным в органы публичной власти и реальным содержанием этого права.
Ключевые слова
- выборы
- избирательные права
- избирательный процесс
- нормативное содержание пассивного избирательного права
- пассивное избирательное право
- право быть избранным в органы публичной власти
- правомочия участников избирательного процесса
- стороны в нормативном содержании пассивного избирательного права
- субъективное избирательное право
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 02/2025 |
Страницы | 2-13 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2025-2-2-13 |
Пассивное избирательное право имеет демократическую природу, произрастает из конституционного контекста, образующего правовые основания и институциональную основу демократической правовой государственности, а также конституционного механизма рациональной организации публичной власти и воспроизводства конституционного правопорядка. Оно опосредует первичные отношения между народом и государством, является одним из юридических средств, определяющих их правовые состояния, неотделимо от существующего общественного и государственного строя. В этом смысле пассивное избирательное право составляет неотъемлемый элемент демократии, является атрибутивным свойством гражданина как сочлена государства и носителя частицы учредительной власти народа, важнейшим элементом его конституционного статуса в демократическом правовом государстве, в конституционном понимании представляет собой право основное, всеобщее и равное, политическое, публично-правовое, индивидуальное, относительное.
Характеристика пассивного избирательного права как права индивидуального дискутировалась в отечественной науке. Известны попытки идентифицировать его в качестве коллективного права. Анализ точек зрения сторонников такой характеристики пассивного избирательного права позволяет выделить в них две конкурирующие ключевые идеи. Одна из них состоит в определении пассивного избирательного права (права быть избранным в органы публичной власти) как права коллективного по причине невозможности его осуществления гражданином самостоятельно, вне реализации другими гражданами принадлежащего им активного избирательного права — т.е. без участия других субъектов (в отличие от индивидуальных прав, реализуемых личностью самостоятельно). Вторая заключается в разделении пассивного избирательного права граждан Российской Федерации: 1) на индивидуальное и 2) коллективное. Такое деление обосновывается в похожей с ранее приведенной позицией логике, посредствам апеллирования к положениям Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которым гражданин может реализовать свое право избираться (быть избранным) индивидуально как кандидат — лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или местного самоуправления, а также коллективно — в составе списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления. Общей чертой для обоих идей, на наш взгляд, является смешение (подмена) в формируемой их авторами рациональной картине пассивного избирательного права собственно рассматриваемого субъективного права и его конституционной природы, с одной стороны, и способов, а также форм его осуществления (индивидуально или коллективно), с другой стороны.
Конституционный Суд Российской Федерации однозначно указал, что право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) по своей правовой природе является индивидуальным, а не коллективным правом. Тем самым Суд, если не положил конец научной дискуссии по данному вопросу, то во всяком случае недвусмысленно официально выразил правовую позицию относительно понимания конституционной природы пассивного избирательного права, имеющую императивное значение как для федерального законодателя, так и для всех правоприменителей, препятствующую принятию юридически значимых решений в российском правопорядке на основе других интерпретаций природы данного правового явления. Это обстоятельство, несомненно, усиливает аргументацию отечественных правоведов, разделяющих и поддерживающих позицию Суда, к которым причисляет себя и автор настоящего исследования.