Дата публикации: 11.06.2025

Психологическая подготовка резерва руководящих кадров в уголовно-исполнительной системе

Аннотация

Данная статья посвящена описанию особенностей, принципов и направлений психологической подготовки резерва кадров на выдвижение на руководящие должности в уголовно-исполнительной системе. Приведены результаты изучения основных направлений и методов, используемых пенитенциарными психологами в работе с данной категорией сотрудников. По итогам масштабного исследования профессионального сопровождения резервистов психологами определяются факторы, затрудняющие эффективность реализации системы подготовки резерва руководящих кадров. По итогу исследования сделан ряд предложений по совершенствованию психологической работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, состоящими в резерве руководящих кадров.




Современные идеи непрерывности развития персонала — прорывного обучения, клиентцентричности, лидерства, рефрейминга, коучинга и т.д. — находят свое отражение в структуре отбора, психологической подготовки и кадрового сопровождения персонала уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС).

Создание кадрового ядра в УИС — это не только направление становления и развития у персонала специализированных знаний, умений и навыков, но и система воспитания личности сотрудника, его морально-нравственных качеств, эмоционально-волевой сферы и т.п.

Перед сотрудниками, осуществляющими сопровождение персонала, ставится задача не только эффективного выполнения обязанностей, но и адаптации, профилактики различных профессиональных деструкций, поддержания законности и правопорядка, а также сохранения и укрепления кадрового ядра профессионалов. Это предполагает преемственность, взаимозаменяемость, наставническую деятельность, которые невозможны без системы кадрового роста в подразделениях, ведь не секрет, что практически 70% знаний профессионал получает на практике, 20% — от коллег и наставников и только 10% благодаря курсам, книгам и т.д. Воспитанием и развитием личности сотрудников занимается как непосредственный руководитель, так и сотрудники кадровых, социальных, воспитательных, психологических и т.д. служб.

Цель статьи — определить на основе результатов проведенного исследования ключевые проблемные аспекты и направления совершенствования работы пенитенциарных психологов с резервом руководящих кадров в УИС.

Использованные методы: в процессе исследования осуществлен экспертный опрос пенитенциарных психологов территориальных органов по реализации данного направления работы с кадрами. Изучались теоретико-методологические и нормативные правовые материалы по работе с сотрудниками правоохранительных органов, теории управления и т.д., должностные инструкции руководителей низшего и среднего звена в УИС, приказы УИС и правоохранительных ведомств о квалификационных требованиях к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей. В исследовании приняли участие более 500 пенитенциарных психологов.

Список литературы

1. Вилкова А.В. Педагогические условия совершенствования риторических навыков в процессе обучения (на примере подготовки сотрудников органов внутренних дел и сотрудников уголовно-исполнительной системы) / А.В. Вилкова // Ведомости уголовно-исполнительной сис
2. Горностаев С.В. Диагностика служебной лояльности сотрудников уголовно-исполнительной системы: практические рекомендации / С.В. Горностаев. Рязань : Академия ФСИН России, 2014. 57 с.
3. Дебольский М.Г. Психологическое обеспечение работы с резервом кадров на управленческие должности / М.Г. Дебольский // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы : сборник научных трудов / члены редколлегии: А.С. Бланк
4. Кулакова С.В. Формирование профессиональных компетенций у сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, состоящих в резерве кадров на руководящую должность / С.В. Кулакова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управлени
5. Портнягина Н.Ю. Психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел : диссертация кандидата психологических наук / Н.Ю. Портнягина. Москва, 2007. 321 с.
6. Соболев Н.Г. Личностные особенности сотрудников уголовно-исполнительной системы, зачисленных в резерв кадров на выдвижение / Н.Г. Соболев // Вестник Самарского юридического института. 2024. № 1 (57). С. 115–122. DOI: 10.37523/SUI.2024.57.1.018
7. Тавтилова Н.Н. Актуальные вопросы психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих в резерве кадров на выдвижение / Н.Н. Тавтилова // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : материалы Всероссийского сим
8. Шапоренко А.А. Обеспечение личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы при исполнении служебных обязанностей / А.А. Шапоренко // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 6. С. 20–22.

Остальные статьи