Преодоление психологических барьеров при работе с осужденными национал-экстремистами
Аннотация
Психологические барьеры к общению у осужденных национал-экстремистов мешают проведению работы по их исправлению. В статье рассматриваются понятия и виды психологических барьеров и возможные способы их преодоления при работе с осужденными, придерживающимися национал-экстремистских убеждений. Уделяется внимание способам формирования данных убеждений. Проводится теоретический анализ средств преодоления коммуникативных барьеров. В результате теоретического исследования выделены следующие группы методов устранения психологических барьеров в общении: имиджевые, эмпатические техники, обращение к сознанию и ведущим мотивам собеседника. В результате эмпирического исследования установлено, что в работе пенитенциарных психологов с национал-экстремистами известные в науке методы преодоления психологических барьеров сочетаются со специфическими, связанными с искусственным и коллективным характером этих барьеров. К специфическим методам относятся в первую очередь подрыв доверия к источникам формирования этих барьеров, разрушение стереотипов о поведении «врага» и вывод из роли.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическая психология № 02/2025 |
Страницы | 20-24 |
DOI | 10.18572/2071-1204-2025-2-20-24 |
Актуальность исследования и решаемая научная проблема
В структуре спецконтингента осужденных за последнее десятилетие резко возросло количество осужденных уроженцев республик бывшего СССР, придерживающихся экстремистских, в том числе и национал-экстремистских, взглядов. Проведение воспитательной и психологической работы в значительной степени осложняется наличием у них ярко выраженных психологических барьеров. Сложность разрушения и изменения национал-экстремистских убеждений зачастую и заключается в том, что изначально члены экстремистских объединений воспринимают все попытки психологов и других сотрудников исправительных учреждений вести с ними какую-либо работу крайне негативно. Изначально данная категория лиц воспринимает всех сотрудников исправительного учреждения и других правоохранительных органов России как потенциальных врагов. Причина возникновения и массового характера данной проблемы заключается в том, что в идеологии национал-экстремизма, как и в других экстремистских идеологиях, обязательно присутствует четкое разделение по принципу «свой-чужой». Как правило, сформулированы устоявшиеся критерии, определяющие, кто является или может стать своим и кто не может. К категории «чужих» относят, как правило, не только людей, являющихся идеологическими противниками, но и всех индивидов, не разделяющих идеологии и убеждений экстремистов, даже если эти люди сходны с экстремистами (в данном случае по национальному признаку).
В связи с этим вся информация, которую данная категория лиц получает от «чужих», идентифицируется как не соответствующая действительности и вступающая в конфликт с их убеждениями. Данную информацию экстремисты переводят в категорию дезинформации и вражеской пропаганды, которую не следует воспринимать всерьез, которая несет угрозу.
Психологические барьеры представителей национал-экстремистских организаций очень устойчивы еще и потому, что они формировались технологично и целенаправленно. С развалом Советского Союза и обретением независимости Украиной и другими бывшими советскими республиками проводились инициированные западными спецслужбами долговременные мероприятия по воспитанию ненависти и вражды к русским, русскоязычному населению и к Российской Федерации как государству. Методы, которые используются для формирования национал-экстремистских убеждений, как правило, имеют государственную поддержку, интегрированы в образовательный процесс и охватывают различные слои населения, начиная от детей дошкольного возраста и заканчивая пенсионерами. Они направлены на создание образа России как государства-агрессора, на протяжении всей истории угнетающего данную нацию и совершающего акты геноцида по отношению к коренному населению. С началом специальной военной операции у многих жителей Украины и других постсоветских стран произошло закрепление данных убеждений, служащих надежной предпосылкой для формирования коммуникативных барьеров в общении с русскими и особенно представителями российского государства.
Таким образом, преодоление психологического барьера в работе в осужденными национал-экстремистами представляет собой весьма сложную и актуальную научно-практическую проблему.