Дата публикации: 11.06.2025

Преодоление психологических барьеров при работе с осужденными национал-экстремистами

Аннотация

Психологические барьеры к общению у осужденных национал-экстремистов мешают проведению работы по их исправлению. В статье рассматриваются понятия и виды психологических барьеров и возможные способы их преодоления при работе с осужденными, придерживающимися национал-экстремистских убеждений. Уделяется внимание способам формирования данных убеждений. Проводится теоретический анализ средств преодоления коммуникативных барьеров. В результате теоретического исследования выделены следующие группы методов устранения психологических барьеров в общении: имиджевые, эмпатические техники, обращение к сознанию и ведущим мотивам собеседника. В результате эмпирического исследования установлено, что в работе пенитенциарных психологов с национал-экстремистами известные в науке методы преодоления психологических барьеров сочетаются со специфическими, связанными с искусственным и коллективным характером этих барьеров. К специфическим методам относятся в первую очередь подрыв доверия к источникам формирования этих барьеров, разрушение стереотипов о поведении «врага» и вывод из роли.




Актуальность исследования и решаемая научная проблема

В структуре спецконтингента осужденных за последнее десятилетие резко возросло количество осужденных уроженцев республик бывшего СССР, придерживающихся экстремистских, в том числе и национал-экстремистских, взглядов. Проведение воспитательной и психологической работы в значительной степени осложняется наличием у них ярко выраженных психологических барьеров. Сложность разрушения и изменения национал-экстремистских убеждений зачастую и заключается в том, что изначально члены экстремистских объединений воспринимают все попытки психологов и других сотрудников исправительных учреждений вести с ними какую-либо работу крайне негативно. Изначально данная категория лиц воспринимает всех сотрудников исправительного учреждения и других правоохранительных органов России как потенциальных врагов. Причина возникновения и массового характера данной проблемы заключается в том, что в идеологии национал-экстремизма, как и в других экстремистских идеологиях, обязательно присутствует четкое разделение по принципу «свой-чужой». Как правило, сформулированы устоявшиеся критерии, определяющие, кто является или может стать своим и кто не может. К категории «чужих» относят, как правило, не только людей, являющихся идеологическими противниками, но и всех индивидов, не разделяющих идеологии и убеждений экстремистов, даже если эти люди сходны с экстремистами (в данном случае по национальному признаку).

В связи с этим вся информация, которую данная категория лиц получает от «чужих», идентифицируется как не соответствующая действительности и вступающая в конфликт с их убеждениями. Данную информацию экстремисты переводят в категорию дезинформации и вражеской пропаганды, которую не следует воспринимать всерьез, которая несет угрозу.

Психологические барьеры представителей национал-экстремистских организаций очень устойчивы еще и потому, что они формировались технологично и целенаправленно. С развалом Советского Союза и обретением независимости Украиной и другими бывшими советскими республиками проводились инициированные западными спецслужбами долговременные мероприятия по воспитанию ненависти и вражды к русским, русскоязычному населению и к Российской Федерации как государству. Методы, которые используются для формирования национал-экстремистских убеждений, как правило, имеют государственную поддержку, интегрированы в образовательный процесс и охватывают различные слои населения, начиная от детей дошкольного возраста и заканчивая пенсионерами. Они направлены на создание образа России как государства-агрессора, на протяжении всей истории угнетающего данную нацию и совершающего акты геноцида по отношению к коренному населению. С началом специальной военной операции у многих жителей Украины и других постсоветских стран произошло закрепление данных убеждений, служащих надежной предпосылкой для формирования коммуникативных барьеров в общении с русскими и особенно представителями российского государства.

Таким образом, преодоление психологического барьера в работе в осужденными национал-экстремистами представляет собой весьма сложную и актуальную научно-практическую проблему.

Список литературы

1. Андронникова О.О. Психолого-педагогическая поддержка межличностного взаимодействия подростков, направленная на преодоление психологических барьеров в общении / О.О. Андронникова // Здоровье и образование в ХХI веке. 2016. Т. 18 (11). С. 63–68.
2. Гордеева Е.В. Барьеры общения и приемы их преодоления / Е.В. Гордеева // Экономика и социум. 2016. № 3 (22). С. 294–296.
3. Измайлова М.А. Деловое общение : учебное пособие / М.А. Измайлова. Москва : Дашков и Ко, 2009. 252 с.
4. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии : учебное пособие / Г.Г. Камардина. Ульяновск, 2000. 52 с.
5. Крайнюкова А.К. Коммуникативные барьеры и их преодоления / А.К. Крайнюкова, Ю.А. Нижельская // Международный научный журнал «Вестник науки». 2023. Т. 1. № 6 (63). С. 832–833.
6. Маришин C.В. Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных / C.В. Маришин // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 5 (168). С. 10–14.
7. Насыров Р.Р. Коммуникативные барьеры и приемы их преодоления / Р.Р. Насыров // Теория и практика современной науки. 2016. № 4 (10). С. 511–513.
8. Немов Р.С. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. Москва : Просвещение : Владос, 1994. 572 с.
9. Панфилова А.П. Психология общения : учебник для студентов среднего профессионального образования / А.П. Панфилова. Москва : Издательский центр «Академия», 2013. 368 с.
10. Ульянова А.А. Понятие психологического барьера и его виды / А.А. Ульянова // Academy. 2018. № 1 (28). С. 92–95.
11. Усманова Е.Ф. Коммуникативные барьеры в деятельности сотрудников правоохранительных органов / Е.Ф. Усманова // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2021. № 4 (15). С. 38–46.
12. Юн Г.Б. Словарь по антикризисному управлению / Г.Б. Юн, Г.К. Таль, В.В. Григорьев. Москва : Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации : Дело, 2003. 446 с.

Остальные статьи