Правовое оформление концепции умного города
Аннотация
Статья посвящена правовому анализу законодательства, регулирующего внедрение и функционирование концепции умного города в различных зарубежных юрисдикциях. В рамках исследования рассмотрены модели правового регулирования в Японии, Франции, Китае, Великобритании, Объединенных Арабских Эмиратах. Выявлены два основных подхода к нормативному оформлению — централизованный, основанный на едином рамочном законодательстве, и децентрализованный, реализуемый посредством стратегий, подзаконных актов и региональных программ. На основе анализа зарубежного опыта сформулированы рекомендации для совершенствования регулирования в Российской Федерации. В частности, предложена структура возможного рамочного закона и обозначены направления доработки действующего законодательства в рамках фрагментарного подхода.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Градостроительное право № 02/2025 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/2500-0292-2025-2-26-29 |
Концепция «умного города» предполагает использование цифровых технологий и Интернета вещей для повышения эффективности управления и улучшения качества жизни. Она охватывает все сферы городской инфраструктуры — от транспорта и ЖКХ до здравоохранения и безопасности — с целью сделать городские службы более слаженными и ориентированными на потребности граждан. Однако технической готовности недостаточно: необходимы правовые механизмы, обеспечивающие внедрение инноваций без ущерба для прав граждан и баланса интересов.
Современная концепция умных городов в мире возникла из самых первых инициатив еще в 1990-х годах. Ее правовое формирование в России началось в 2018 г. в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика», предусматривающего создание автоматизированной системы управления городским пространством и цифровизацию инфраструктуры электронного правительства. Развитие продолжилось с принятием Национальной стратегии по ИИ до 2030 г. и Распоряжения Правительства РФ от 27 декабря 2021 г. № 3883-р, определившим цифровую трансформацию в сфере ЖКХ, строительства и городского хозяйства. Среди задач ставится повышение комфортности городской среды и обеспечение 95% государственных услуг в электронном виде.
В целях оценки эффективности реализации проекта в 2019 г. утверждена методика оценки цифровой трансформации городов, дополненная в 2022 г. 18 показателями, включая безопасность, энергетику и обратную связь с гражданами, а в 2023 г. впервые вводится интегральный показатель — «Индекс IQ городов», с детальной формулой расчета и источниками, необходимыми к оценке.
Особое значение имеет экспериментальный правовой режим в Москве, создающий условия для тестирования ИИ с возможностью обработки обезличенных персональных данных (внесены изменения в Закон «О персональных данных»).
Понятие «умного города» и направления его реализации закреплены в Приказе Минстроя от 25 декабря 2020 г. № 866/пр. Речь идет о модели развития, ориентированной на внедрение цифровых технологий для повышения качества жизни населения, эффективности управления и предоставления услуг при удовлетворении потребностей граждан.