Дата публикации: 11.06.2025

Правовое оформление концепции умного города

Аннотация

Статья посвящена правовому анализу законодательства, регулирующего внедрение и функционирование концепции умного города в различных зарубежных юрисдикциях. В рамках исследования рассмотрены модели правового регулирования в Японии, Франции, Китае, Великобритании, Объединенных Арабских Эмиратах. Выявлены два основных подхода к нормативному оформлению — централизованный, основанный на едином рамочном законодательстве, и децентрализованный, реализуемый посредством стратегий, подзаконных актов и региональных программ. На основе анализа зарубежного опыта сформулированы рекомендации для совершенствования регулирования в Российской Федерации. В частности, предложена структура возможного рамочного закона и обозначены направления доработки действующего законодательства в рамках фрагментарного подхода.




Концепция «умного города» предполагает использование цифровых технологий и Интернета вещей для повышения эффективности управления и улучшения качества жизни. Она охватывает все сферы городской инфраструктуры — от транспорта и ЖКХ до здравоохранения и безопасности — с целью сделать городские службы более слаженными и ориентированными на потребности граждан. Однако технической готовности недостаточно: необходимы правовые механизмы, обеспечивающие внедрение инноваций без ущерба для прав граждан и баланса интересов.

Современная концепция умных городов в мире возникла из самых первых инициатив еще в 1990-х годах. Ее правовое формирование в России началось в 2018 г. в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика», предусматривающего создание автоматизированной системы управления городским пространством и цифровизацию инфраструктуры электронного правительства. Развитие продолжилось с принятием Национальной стратегии по ИИ до 2030 г. и Распоряжения Правительства РФ от 27 декабря 2021 г. № 3883-р, определившим цифровую трансформацию в сфере ЖКХ, строительства и городского хозяйства. Среди задач ставится повышение комфортности городской среды и обеспечение 95% государственных услуг в электронном виде.

В целях оценки эффективности реализации проекта в 2019 г. утверждена методика оценки цифровой трансформации городов, дополненная в 2022 г. 18 показателями, включая безопасность, энергетику и обратную связь с гражданами, а в 2023 г. впервые вводится интегральный показатель — «Индекс IQ городов», с детальной формулой расчета и источниками, необходимыми к оценке.

Особое значение имеет экспериментальный правовой режим в Москве, создающий условия для тестирования ИИ с возможностью обработки обезличенных персональных данных (внесены изменения в Закон «О персональных данных»).

Понятие «умного города» и направления его реализации закреплены в Приказе Минстроя от 25 декабря 2020 г. № 866/пр. Речь идет о модели развития, ориентированной на внедрение цифровых технологий для повышения качества жизни населения, эффективности управления и предоставления услуг при удовлетворении потребностей граждан.

Список литературы

1. Садыков М.Б. Внедрение автономных систем в Объединенных Арабских Эмиратах на примере полиции Дубая: правовые и технические аспекты / М.Б. Садыков // Технологии XXI века в юриспруденции : материалы четвертой международной научно-практической конференции (г
2. Талапина Э.В. Цифровая трансформация во Франции: правовые новеллы / Э.В. Талапина // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 5. С. 164–184.
3. He, W. Legal Governance in the Smart Cities of China: Functions, Problems, and Solutions / W. He, W. Li, P. Deng // Sustainability. 2022. Vol. 14. Iss. 15. Art. 9738. DOI: <a href="https://doi.org/10.3390/su14159738" target="_blank">https://doi.org/10.3390/su14159738</a>
4. Segev, H. Smart Cities with Chinese Characteristics: Policy Analysis / H. Segev // Strategic Assessment. 2021. Vol. 24. Iss. 3. P. 99–104.
5. 3Tikhaleva, E.Yu. «Smart Cities»: Legal Regulation and Potential of Development / E.Yu. Tikhaleva // Journal of Digital Technologies and Law. 2023. Vol. 1. Iss. 3. P. 803–824. DOI: <a href="https://doi.org/10.21202/jdtl.2023.35" target="_blank">https://doi.org/10.21202/jdtl.2023.35</a>
6. Yu, W. Legal governance and technological development of smart cities in China: A case study of Shanghai / W. Yu, H. Xu, Y. Mao, J. Lin // IET Smart Cities. 2021. Vol. 3. Iss. 4. P. 196–204. DOI: 10.1049/smc2.12020

Остальные статьи