Правовые аспекты вовлечения горожан в некоторые процессы управления городской средой
Аннотация
Статья посвящена анализу правовых механизмов вовлечения граждан в управление городской средой в контексте выдвижения инициативных проектов. Рассматриваются нормативно-правовые основы участия населения, включая федеральные и муниципальные акты, а также практики функционирования цифровых платформ. Выявлены ключевые противоречия между законодательными возможностями и реальным уровнем вовлеченности граждан. На основе эмпирических данных и анализа нормативных актов предложены меры по совершенствованию правового регулирования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Градостроительное право № 02/2025 |
Страницы | 22-25 |
DOI | 10.18572/2500-0292-2025-2-22-25 |
Жителями урбанизированных территорий является значительная доля граждан страны, хотя территории городов занимают сравнительно небольшую часть в масштабах государства. Концентрация населения возрастает под влиянием научно-технических трансформаций, опосредующих или детерминирующих конституционно-правовые трансформации. Крупные города привлекают граждан, несмотря на распространение работы в удаленном формате и законодательное оформление способов ее осуществления.
Процессы, протекающие на урбанизированной территории, представляющей собой фактическую территорию города и поселков городского типа или городского пространства, можно охарактеризовать следующим образом. Им присущи: глубинная взаимная связь с научно-техническим прогрессом; преимущества городского образа жизни. При этом городом с точки зрения городского права следует считать населенный пункт, правовой статус и территория которого в соответствии с законодательством определены уставом города, где с целью обеспечения необходимого уровня жизнедеятельности города и в интересах населения осуществляется публичная власть.
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 131-ФЗ) закреплен перечень вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Традиционные подходы к управлению урбанизированными территориями в последние годы трансформируются под влиянием цифровых технологий в рамках концепции «умный город». Внедрение систем искусственного интеллекта призвано обеспечить заданный уровень качества управления, снабжения ресурсами, оказания различного рода услуг.
Эффективность указанных мероприятий напрямую зависит от вовлеченности граждан в процессы принятия решений. Горожане становятся не только потребителями, но и участниками в проектировании, исследовании социальных процессов. Именно они лучше всех осведомлены о реальной ситуации, складывающейся на определенной территории, проблемах, ресурсах, доступных к использованию на данной местности и многом другом.
В научной литературе рассматриваются вопросы о городской идентичности, под которой понимается социально-психологический феномен, отражающий осознание личностью своей принадлежности к городскому сообществу, выраженное в определенном отношении к городу и его жителям и проявляющееся в соответствующем городском поведении. Развивается сопричастность горожан к развитию определенной территории с опорой на имеющийся благоприятный внутренний образ современного города. Для того чтобы указанные процессы имели не точечный, разовый, а системный характер, они должны иметь нормативное подкрепление.