Дата публикации: 11.06.2025

Проблемы защиты права частной собственности в условиях реализации мероприятий программы комплексного развития территорий

Аннотация

Среди существенных факторов, препятствующих соблюдению баланса частных и публичных интересов в ходе реновации жилищного фонда, автор указывает, во-первых, неоднозначное понимание термина «государственные и муниципальные нужды» в гражданском и жилищном законодательстве России; во-вторых, неоправданно предоставленную свободу органам законодательной власти регионов по своему усмотрению обозначать пределы своих обязательств по предоставлению возмещения собственникам изымаемых жилых помещений. Автором отмечены грубые несоответствия основополагающему конституционному принципу недопустимости произвольного лишения права собственности в некоторых законодательных подходах к способам и структуре возмещения, предоставляемого собственникам изымаемых жилых помещений в рамках названных проектов. На основе анализа практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов автором предложены рекомендации по оптимизации законодательной базы и улучшению механизмов защиты прав частных собственников.




Идея комплексного развития территорий давно «витала» в российском законодательстве. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ) изначально содержал статьи, касающиеся реализации перспективных проектов по комплексному развитию территорий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства. В Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» комплексное развитие территории определено как «совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов». Главной целью введения названного понятия явилась разработка механизма привлечения частных инвесторов (девелоперов) к участию в жилищном строительстве за счет их средств. Возможность реализации иных видов застройки за счет частных инвесторов не предусматривалась и, более того, характеризовалась как нецелесообразность.

Применительно к осуществлению мероприятий комплексного развития территорий неизбежно возникает проблема принудительного прекращения права собственности на недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а иногда и прекращение других прав. Исходя из основных начал гражданского законодательства о неприкосновенности права собственности и свободе договора, единственным адекватным способом урегулирования конфликта интересов является реализация механизма принудительного выкупа имущества для государственных (муниципальных) нужд.

Вместе с тем в литературе отмечена проблема произвольного увеличения законодателем не только перечня оснований принудительного выкупа имущества для государственных (муниципальных) нужд, но и введения различных порядков осуществления такого выкупа, отличающегося от регламентированного в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ). Справедливо утверждение о том, что допустимость «законодательного введения исключений, бессистемно расширяющих перечень оснований для изъятия частной земли и облегчающих эту процедуру в конкретных ситуациях,» не обеспечивает баланса частных и публичных интересов при изъятии имущества».

Принудительный выкуп земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости у частных собственников для государственных и муниципальных нужд является крайней мерой и применяется лишь при невозможности и отсутствии альтернативных вариантов удовлетворения соответствующей социально-значимой потребности, отраженной в программе комплексного развития территории и других актах градостроительной документации (генеральных планах, схемах зонирования и т.п.). Согласно подп. 3 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, перечень оснований для изъятия земельных участков не является исчерпывающим и может быть дополнен как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, законодателем предусмотрено, что такие законы будут иметь специальный характер по отношению к ЗК РФ, что позволяет вводить в них положения, существенно расширяющие полномочия региональных органов исполнительной власти в сфере градостроительства, в том числе устанавливать особые процедуры для изъятия земельных участков.

Тем не менее в юридических исследованиях подчеркивается, что «законность процедуры комплексного развития территорий не может основываться исключительно на субъективном восприятии территории как “депрессивной” со стороны государственного органа». В связи с этим необходимо установить объективные основания (критерии), которые адекватно отражают соответствие территории этому статусу. В этом контексте примеры из судебной практики демонстрируют наличие как минимум двух критериев, подчеркивающих недопустимость принудительного прекращения прав собственности в рамках конкретных проектов по комплексному развитию территорий.

Список литературы

1. Афанасьева С.Д. Конституционно-правовой институт изъятия земельных участков для публичных нужд: сравнительный анализ опыта Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки : автореферат диссертации кандидата юридических наук / С.Д. Афанасьева. Москва, 20
2. Галиновская Е.А. Использование земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства / Е.А. Галиновская // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. № 1. С. 44–49.
3. Прощалыгин Р.А. Некоторые аспекты реализации жилищной политики в рамках реализации программы комплексного развития территорий жилой застройки / Р.А. Прощалыгин, М.Е. Игошкина // Семейное и жилищное право. 2022. № 6. С. 40–43.
4. Харинов И.Н. Изъятие земельных участков в целях комплексного развития территории: проблема идентификации публичных нужд / И.Н. Харинов, Ю.Э. Киль // Закон. 2022. № 12. С. 66–83.
5. Челышева Н.Ю. Принципы защиты прав частного собственника в случаях применения к нему процедуры принудительного выкупа имущества для государственных и муниципальных нужд / Н.Ю. Челышева // Хозяйство и право. 2024. № 1. С. 31–47.

Остальные статьи