Проблемы развития городов с историческим ядром: выход через особые экономические зоны
Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы развития коммерческих объектов недвижимости в зоне действия ограничений объектов культурного наследия на примере исторического ядра города Владимира. В основе методологии исследования лежит изучение нормативно-правовых документов и научной литературы, а также изучение результатов государственных торгов. Среди результатов работы можно отметить, что автором затрагиваются проблемы существенного повышения первоначальных инвестиций для потенциальных инвесторов из-за необходимости заказа дорогостоящих проектов, прохождения процедур общественных слушаний и необходимости финансирования археологических раскопок. Автором предлагается стимулировать инвестиционную активность за счет введения в России особой экономической зоны пятого историческо-охранного типа. Статья может быть полезна государственным и муниципальным органам власти при совершенствовании градостроительных и инвестиционных политик территорий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Градостроительное право № 02/2025 |
Страницы | 6-9 |
DOI | 10.18572/2500-0292-2025-2-6-9 |
Развитие городов и поселений с богатой историей всегда находилось в центре внимание как архитекторов, так и градостроителей. Современные вызовы среды и необходимость сохранения культурной идентичности городского пространства часто вступают в противоречие. Поспешные и необдуманные действия приводят к нарушению ландшафтно-визуального исторического силуэта города, что ярко проявляется на примере города Санкт-Петербурга.
Другой немаловажной проблемой является ухудшение состояния объектов культурного наследия. Некачественный ремонт, реконструкция или модернизация могут привести к утрате исторической ценности здания с архитектурной точки зрения. Решать сложившиеся проблемы должен Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» (далее — Закон № 73-ФЗ), но он сформировал дополнительный экономический пласт проблем, который рассмотрим далее.
Появление новых требований как к транспортным системам, так и к инженерному обеспечению зданий и улиц, включая вопросы безопасности, формирует дополнительные факторы урбанизации. Многие города столкнулись с проблемой собственного развития в виде исторических территорий, входящих в планы территориального развития и подпадающих под действие Закона № 73-ФЗ. Некоторые муниципалитеты пытаются решить данные противоречия за счет разработки новых концепций развития исторического ядра. Ярким примером служит концепция развития исторического поселения Самара. Другим направлением является унификация территориального планирования и градостроительного зонирования на всех уровнях управления. Тем не менее, по мнению автора, данные подходы не полностью решают сложившуюся проблематику, особенно с учетом экономических факторов.
Рассматривая город Владимир как пример сложной архитектурно-планировочной и исторически сложившейся инфраструктуры, можно отметить ряд особенностей. Во-первых, город имеет достаточно большую территорию, на которой располагаются различные объекты культурного наследия (ОКН) (международного, федерального и регионального значений). Во-вторых, многие ОКН накладывают дополнительные ограничения на территориальное планирование и развитие города. В-третьих, эти ограничения являются настолько существенными, что не позволяют проводить динамичные мероприятия по развитию и благоустройству городской среды.
В историческом ядре города Владимира находится достаточно большое количество ветхих зданий и сооружений, требующих либо капитального ремонта, либо сноса и дальнейшего строительства. Многие из этих зданий могут представлять коммерческий интерес. Однако за многие годы коммерческий интерес к этим объектам крайне низок, а существующие объекты требуют серьезного косметического ремонта, который практически не ведется.