Дата публикации: 11.06.2025

Проблемы развития городов с историческим ядром: выход через особые экономические зоны

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы развития коммерческих объектов недвижимости в зоне действия ограничений объектов культурного наследия на примере исторического ядра города Владимира. В основе методологии исследования лежит изучение нормативно-правовых документов и научной литературы, а также изучение результатов государственных торгов. Среди результатов работы можно отметить, что автором затрагиваются проблемы существенного повышения первоначальных инвестиций для потенциальных инвесторов из-за необходимости заказа дорогостоящих проектов, прохождения процедур общественных слушаний и необходимости финансирования археологических раскопок. Автором предлагается стимулировать инвестиционную активность за счет введения в России особой экономической зоны пятого историческо-охранного типа. Статья может быть полезна государственным и муниципальным органам власти при совершенствовании градостроительных и инвестиционных политик территорий.




Развитие городов и поселений с богатой историей всегда находилось в центре внимание как архитекторов, так и градостроителей. Современные вызовы среды и необходимость сохранения культурной идентичности городского пространства часто вступают в противоречие. Поспешные и необдуманные действия приводят к нарушению ландшафтно-визуального исторического силуэта города, что ярко проявляется на примере города Санкт-Петербурга.

Другой немаловажной проблемой является ухудшение состояния объектов культурного наследия. Некачественный ремонт, реконструкция или модернизация могут привести к утрате исторической ценности здания с архитектурной точки зрения. Решать сложившиеся проблемы должен Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» (далее — Закон № 73-ФЗ), но он сформировал дополнительный экономический пласт проблем, который рассмотрим далее.

Появление новых требований как к транспортным системам, так и к инженерному обеспечению зданий и улиц, включая вопросы безопасности, формирует дополнительные факторы урбанизации. Многие города столкнулись с проблемой собственного развития в виде исторических территорий, входящих в планы территориального развития и подпадающих под действие Закона № 73-ФЗ. Некоторые муниципалитеты пытаются решить данные противоречия за счет разработки новых концепций развития исторического ядра. Ярким примером служит концепция развития исторического поселения Самара. Другим направлением является унификация территориального планирования и градостроительного зонирования на всех уровнях управления. Тем не менее, по мнению автора, данные подходы не полностью решают сложившуюся проблематику, особенно с учетом экономических факторов.

Рассматривая город Владимир как пример сложной архитектурно-планировочной и исторически сложившейся инфраструктуры, можно отметить ряд особенностей. Во-первых, город имеет достаточно большую территорию, на которой располагаются различные объекты культурного наследия (ОКН) (международного, федерального и регионального значений). Во-вторых, многие ОКН накладывают дополнительные ограничения на территориальное планирование и развитие города. В-третьих, эти ограничения являются настолько существенными, что не позволяют проводить динамичные мероприятия по развитию и благоустройству городской среды.

В историческом ядре города Владимира находится достаточно большое количество ветхих зданий и сооружений, требующих либо капитального ремонта, либо сноса и дальнейшего строительства. Многие из этих зданий могут представлять коммерческий интерес. Однако за многие годы коммерческий интерес к этим объектам крайне низок, а существующие объекты требуют серьезного косметического ремонта, который практически не ведется.

Список литературы

1. Артемьева Т.Г. Варианты интеграции высокоамортизированных объектов культурного наследия во вторичную застройку исторического ядра / Т.Г. Артемьева, Е.М. Бальзанникова, А.К. Леонова // Градостроительство и архитектура. 2017. Т. 7. № 1 (26). С. 70–73. DOI:
2. Ахмедова Е.А. Регионализация историко-архитектурных исследований на примере развития исторического поселения Самара / Е.А. Ахмедова, Т.В. Вавилонская // Градостроительное право. 2024. № 2. С. 14–17. DOI: 10.18572/2500-0292-2024-2-14-17. EDN: XIMMYL.
3. Бессонова Е.А. Особые экономические зоны промышленно-производственного типа в качестве инструмента адаптации к новым экономическим реалиям / Е.А. Бессонова, Н.Д. Лопатина // Экономические и социальные проблемы России. 2024. № 1 (57). С. 78–95. DOI: 10.312
4. Гранстрем М.А. Проблемы сохранения ландшафтно-визуальных связей исторического ядра Санкт-Петербурга / М.А. Гранстрем, М.В. Золотарева // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2019. № 2 (722). С. 98–109. EDN: XDDMNR.
5. Дементьев А.Н. Пробелы в установлении административно-правового статуса населенных пунктов для целей территориального планирования / А.Н. Дементьев, Ф.А. Дементьев // Градостроительное право. 2020. № 4. С. 45–48. EDN: UFXEPO.
6. Корабельникова Ю.Л. Проблемы развития городов на современном этапе глобальной урбанизации и пути их разрешения / Ю.Л. Корабельникова // Градостроительное право. 2024. № 1. С. 11–14. DOI: 10.18572/2500-0292-2024-1-11-14. EDN: UGDLBU.
7. Скалкин А.А. Архитектурная идентичность города: понятие и методология исследования / А.А. Скалкин // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. № 2 (43). С. 87–97.
8. Спирин П.П. О гармонизации отображения объектов в документах территориального планирования и градостроительного зонирования / П.П. Спирин // Градостроительное право. 2024. № 2. С. 34–37. DOI: 10.18572/2500-0292-2024-2-34-37. EDN: RFGJSP.
9. Стрельцов Р.С. Экономическая эффективность создания особой экономической зоны / Р.С. Стрельцов // Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 5–3. С. 205–209. EDN: TMEPJO.

Остальные статьи