Директивное управление корпорациями: современные вызовы и перспективы реформирования
Аннотация
В статье рассматривается директивная модель корпоративного управления, имеющая особое значение в условиях возрастающей роли государства в экономике. В работе исследуется российская модель управления и международный опыт, рассматриваются преимущества и недостатки данной модели, а также юридическая ответственность государственных представителей. Особое внимание уделяется вопросам эффективности директивного управления и необходимости его реформирования. Обосновывается необходимость совершенствования правового регулирования данного механизма с учетом баланса государственных и корпоративных интересов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 02/2025 |
Страницы | 57-59 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2025-2-57-59 |
Одной из моделей корпоративного управления является директивная модель, при которой государство выступает не только в роли регулятора, но и в качестве активного участника, принимающего решения. Директивная модель управления представляет собой способ организации системы органов корпоративного управления с участием публично-правовых образований, в котором ключевую роль играет реализация их полномочий на основе обязательных для исполнения или рекомендательных директив, издаваемых уполномоченными субъектами. Эти директивы служат инструментом для формирования и реализации единой экономической политики корпорации, направленной на достижение стратегических целей, определяемых государством или иными публично-правовыми институтами. Такой подход обеспечивает централизованное управление, концентрируя принятие ключевых решений в руках компетентных органов, что способствует повышению уровня подконтрольности и согласованности действий корпорации.
В современном мире директивное управление играет особую роль в обеспечении экономического развития и стабильности национальных экономик. Данная модель широко применяется в странах с переходной экономикой, развивающихся государствах, а также в крупных национальных экономиках, где некоторые корпорации являются важнейшим инструментом государственной политики. Российская Федерация, обладая значительным количеством стратегически важных компаний (в частности, Аэрофлот, Внешторгбанк, Газпром, Роснефть, РЖД и др.), активно использует директивную модель управления для достижения национальных целей. Этот подход основан на централизованном принятии решений, приоритете государственных задач и жестком контроле за деятельностью корпораций.
В научной среде продолжаются дискуссии о целесообразности и эффективности применения директивного управления как механизма участия публично-правовых образований в корпоративном управлении хозяйственными обществами.
А.С. Воробьев справедливо подчеркивает, что практика выдачи директив приводит к ситуации, в которой представители публично-правовых образований выступают исключительно как исполнители их воли, лишенные возможности критически оценивать состояние дел в хозяйственном обществе. Научные исследования, в том числе зарубежные, также указывают на проблемы, связанные с пассивностью таких представителей, отсутствием у них стимулов к работе и инициативы. Их деятельность часто сводится к роли «каналов связи», через которые передаются указания государства.
В Национальном докладе по корпоративному управлению (выпуск X) отмечается, что подготовка директив осуществляется государственными или муниципальными служащими, которые не имеют мотивации к долгосрочному успеху корпорации. Это, в свою очередь, приводит к неоптимальности принимаемых решений и снижению их эффективности.