Дата публикации: 18.06.2025

Подходы к определению правового статуса хозяйствующих субъектов

Аннотация

В статье рассматривается, что конкуренция является фактором, способным обеспечить рост экономики страны. Деятельность по развитию конкуренции – это одна из приоритетных государственных целей, чье воплощение в значительной степени зависит от продуктивности проводимой государством политики по нескольким векторам, которые заключаются в создании благоприятной инвестиционной среды, защите прав субъектов конкуренции, снижении административных барьеров, а кроме того, и интенсивном развитии политики в субъектах страны. Ключевым экономическим, правовым и идеологическим аспектом для общества является обеспечение честной конкуренции в сфере производства товаров, услуг на товарных рынках в силу того, что это позволяет удовлетворить интересы всех участников данных отношений: потребителей, экономических субъектов и самого государства в целом.




Конкурентные отношения и многоплановое явление конкуренции являются ключевыми детерминантами экономического развития. Конкуренция – фундаментальное понятие, которое лежит в основе экономики любой страны как внутренняя составляющая механизма управления рыночной экономикой. И в то же время это очень сложное, многогранное определение, рассматривать его можно не только с точки зрения экономической категории или категории правового поля, но и как объект государственного регулирования.

Характеристики субъектов конкурентных отношений важны для понимания рыночной ситуации и принятия стратегических решений в компании. Конкуренция является основной движущей силой рыночной экономики и важным фактором повышения качества и доступности товаров для потребителей. Субъектами конкурентных отношений являются те, кто имеет товар, а это либо производители товара, либо его собственники.

В самом широком смысле субъектный состав конкурентных отношений включает в себя:

1. Хозяйствующих субъектов (в том числе и группу лиц). Они же производители – фирмы и организации, которые производят или поставляют товары и услуги на рынок, составляют значительную часть субъектов конкуренции. Производители стараются предложить качественную и востребованную продукцию по наиболее привлекательной цене в целях защиты своей доли рынка и привлечения новых потребителей.

2. Потребителей. Физические и юридические лица, приобретающие товары и услуги на рынке, также являются активными участниками конкуренции. Потребители, в свою очередь, ищут товары высочайшего качества по доступной цене, поскольку наличие альтернативных товаров делает их более требовательными.

Список литературы

1. Алексеева Е.А. Хозяйствующий субъект в конкурентном праве / Е.А. Алексеева // Проблемы науки. 2020. № 1 (49). С. 67–71.
2. Белых В.С. Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в науке предпринимательского права / В.С. Белых, Т.М. Звездина // Предпринимательское право. 2019. № 2. С. 4–10.
3. Губин Е.П. Теория и практика правового регулирования предпринимательской деятельности: соотношение и взаимодействие / Е.П. Губин // Предпринимательское право. 2019. № 1. С. 3–9.
4. Гусева В.И. Конкурентные отношения как экономическая категория / В.И. Гусева, К.Р. Айдарова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2021. Т. 21. № 7. С. 21–22.
5. Коновалова И.Д. Особенности антимонопольного законодательства в России / И.Д. Коновалова // Вестник Московского государственного университета печати. 2013. № 4. С. 153–163.
6. Полусмакова Н.С. Развитие концепций конкуренции: эволюционный подход / Н.С. Полусмакова // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономическая теория. 2021. № 1 (18). С. 13–15.
7. Рязанцев В.Ю. Соглашения, совершаемые с участием хозяйствующих субъектов на товарных рынках: понятие, типы и виды : автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.Ю. Рязанцев. Белгород, 2004. 28 с.

Остальные статьи