Соотношение использования значений биржевых котировок и сведений информационно-ценовых агентств при определении рыночной цены товара
Аннотация
В статье рассматривается вопрос справедливой оценки рыночной цены товаров. Налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено применение трех условных методов установления рыночной цены сделки: метод цены идентичных (однородных) товаров с использованием официальных источников информации о рыночных ценах и биржевых котировок, метод цены последующей реализации, затратный метод. Каждый из вышеперечисленных методов применяется в указанной последовательности, причем каждый последующий применяется только в случае невозможности применения предыдущего. Вместе с тем анализ правоприменительной практики, а также экономической целесообразности показывает, что для биржевых товаров рыночная цена определяется исключительно методом цены идентичных товаров, дискуссионным остается только вопрос: какие именно значения будут применимы – данные биржевых котировок или информационно-ценовых агентств. Использование в качестве ориентира котировок информационно-ценовых агентств вызывает обоснованные сомнения, так как необходимо обосновать выбор агентства, котировальный период, актуальные значения корректировок, кроме того доступ к текущим котировкам информационно-ценовых агентств не является открытым, что ограничивает применение их значений в частности для определения начальной (максимальной) цены контракта в сфере закупок для обеспечения государственных нужд. Ранее в российском законодательстве было закреплено применение котировок Urals от международного ценового агентства Argus для расчета налога на добычу полезных ископаемых на нефть, налога на дополнительный доход от добычи нефти и экспортных пошлин. В текущей ситуации, когда российские производители и экспортеры нефти и нефтепродуктов находятся в условиях нерыночных ограничений в связи с нарастающим санкционным давлением со стороны стран западной коалиции, дисконты информационно-ценовых агентств существенно искажают итоговую оценку, и применение котировок ИЦА создает риски и угрозы для устойчивого функционирования внутреннего рынка.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 02/2025 |
Страницы | 32-40 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2025-2-32-40 |
Введение
Поскольку Российская Федерация является государством с рыночной экономикой, то не только поведение субъектов предпринимательской деятельности, но и значительный объем различных решений органов государственной власти как в отношении отдельных предприятий, так и в отношении определенных отраслей экономики зависят от информации о сложившемся на тот или иной момент времени уровне рыночных (т.е. сформировавшихся свободно, а не под действием прямого регулятивного вмешательства государства) цен. Особое значение этот показатель имеет для отношений в сфере антимонопольного регулирования, налоговых и таможенных отношений, но может учитываться также и при решении вопросов привлечения к административной или уголовной ответственности (например, при расчете величины ущерба, размера штрафных санкций и т.п.). В частности, при оценке факта наличия сговора или использования доминирующего положения на рынке для установления завышенных или, напротив, заниженных цен на товары, работы или услуги уполномоченные государственные органы анализируют цену определенной сделки на предмет соответствия ее рыночному уровню, т.е. нахождения в пределах интервала рыночных цен. Проблема заключается в том, что в российском законодательстве и практике административных органов не выработаны единые подходы к определению уровня рыночных цен. В настоящее время максимальное и минимальное значения интервала рыночных цен могут устанавливаться в равной степени как объективным расчетным путем, например, по ценам сопоставимых сделок, так и по данным информационно-ценовых агентств, которые могут не отвечать критериям объективности и не быть в достаточной степени верифицированы. В этом смысле особенно показательным является судебное дело № А53-37487/2023 по спору между ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» и Южной электронной таможней, в котором обе стороны ссылались на сведения об уровне цен на калийные удобрения, полученные от международного ценового агентства Argus (Argus Potash Russia), но при этом давали им разную оценку. В качестве дополнительной проблемы можно отметить (как это сделано в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июня 2024 г. № 15АП-7082/2024 по вышеуказанному спору), что российский государственный статистический учет в соответствующей сфере экономики организован сейчас по правилам, не позволяющим обеспечить применение собираемой ценовой информации для целей таможенного регулирования (см. приказ Росстата от 31 июля 2023 г. № 362 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами»), что повышает значимость научного исследования проблемы достоверного определения уровня рыночных цен не только с точки зрения положений законодательства, судебной и административной практики, но и с учетом подходов, сложившихся в экономической науке.
Наиболее часто при необходимости практического определения интервала рыночных цен используется формула, предусмотренная Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ), которая представляет собой механизм статистического усреднения данных: при расчете интервала отсекаются крайние значения, и таким образом устраняется риск включения в интервал сделок, по которым цены потенциально отклоняются от рыночных значений.
В ст. 40 НК РФ установлены три метода определения рыночной цены товаров, которые применяются строго в определенной последовательности:
– метод цены идентичных (однородных) товаров с использованием официальных источников информации о рыночных ценах и биржевых котировок (также именуемый информационным методом);