Дата публикации: 18.06.2025

Биржевые торги как фактор формирования репрезентативных индикаторов рыночной цены

Аннотация

В статье подвергаются анализу некоторые аспекты механизма формирования репрезентативных индикаторов рыночной цены за счет расширения перечня товаров, продажа которых в устанавливаемом Правительством РФ размере осуществляется на биржевых торгах. Биржа, с одной стороны, являясь коммерческой организацией, с другой – в какой-то мере наделяется статусом субъекта, реализующего публичные функции. Ограничение свободы предпринимательства путем обязания продажи части товаров в ходе биржевых торгов повышает издержки бизнеса, создает административные барьеры и должно быть соотнесено с требованиями справедливости, адекватности, пропорциональности и соразмерности при отсутствии или доказанной нецелесообразности применения иного механизма.




В условиях введенных недружественными государствами против Российской Федерации незаконных санкций и снижения степени доверия к иностранным информационным ценовым агентствам, не предоставляющим информацию о ценах на товары, происходящие из Российской Федерации, либо формирующих недостоверную информацию, особое значение приобрел вопрос формирования репрезентативных индикаторов рыночной цены на ключевые группы товаров даже в том случае, если их производители не занимают доминирующего положения на рынке и не подпадают под действие антимонопольного законодательства.

Одним из обсуждаемых решений, направленных на формирование репрезентативных индикаторов рыночной цены, является предложение о наделении Правительства РФ полномочиями по установлению нормативов (порядка определения нормативов) по количеству реализуемых хозяйствующими субъектами отдельных видов товаров, продажа которых должна осуществляться на биржевых торгах, с установлением верхнего предела норматива до 25%.

В этой связи возникает ряд вопросов по оценке регулирующего воздействия такого решения на отношения в сфере предпринимательства и на производителей (продавцов), требующих общественного обсуждения и научного осмысления.

Свобода перемещения товаров в контексте ее ограничения путем обязания продажи части товаров на биржевых торгах.

Часть 1 ст. 8 Конституции РФ содержит ряд гарантий в сфере предпринимательства, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Речь идет о гарантиях единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.


Остальные статьи