Дата публикации: 18.06.2025

Биржа как организатор торговли: цель деятельности, значение биржевых котировок

Аннотация

В статье рассматриваются основные правовые вопросы организации биржевой торговли с точки зрения цели деятельности биржи как особого организатора торгов (котировка биржевого товара), средств осуществления такой деятельности (совершение биржевых сделок), а также вопрос о значении биржевых котировок для целей контроля рыночного характера цены внебиржевых сделок государственными органами (налоговыми, антимонопольными, следственными и др.). Отмечается, что целью классической биржи, в отличие от других организаторов торгов, нацеленных непосредственно на торговлю реальным товаром, является котировка биржевого товара, т.е. определение средневзвешенной цены стандартизированного товара, допущенного к торгам (биржевого товара). Сделки, совершаемые на бирже, — это не столько цель деятельности биржи (кроме случаев купли-продажи реального товара), сколько средство определения цены биржевого товара, стандартизированного по количеству и качеству (лот). При этом котировка биржевого товара является одним из возможных ориентиров для цен по конкретным внебиржевым сделкам, которые учитывают также количественные и качественные особенности предмета такой сделки и текущие издержки сторон договора. Соответственно, контролирующие государственные органы, каждый в соответствии с целью своей контрольной деятельности, в случаях, предусмотренных законом, вправе проверять рыночный характер цены внебиржевой сделки, ориентируясь на биржевую котировку соответствующего товара.




Введение. Отношения, возникающие на организованных торгах, включая биржевые торги, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325 «Об организованных торгах» (далее – Закон об организованных торгах). Организатором торговли признается лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы. Организаторы торговли обязаны рассчитывать цены на товары и иные показатели.

Между организатором торгов и участником торгов заключается договор об оказании услуг по проведению организованных торгов, являющийся по своей юридической природе договором возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ).

Участники торгов, т.е. лица, допущенные к участию в организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов и на основании заключенного с организатором торгов договора об оказании услуг по проведению организованных торгов, заключают на торгах договоры купли-продажи товаров. Такие договоры характе­ризуются рядом особенностей: 1) местом и временем совершения (совершаются в ходе организованных торгов); 2) участниками (совершаются лицами, допущенными к торгам, непосредственно или через посредников (брокеров)); 3) товаром (заключаются в отно­шении не изъятого из оборота товара определен­ного рода и качества (стандартизированного товара), допущенного в установленном порядке к организованным торгам); 4) правилами (заключаются по утверждаемым организатором торгов правилам организованных торгов).

Особенностей, характеризующих правовое положение биржи (ее понятие, цели деятельности и проч.) и выделяющих ее из числа других организаторов торговли, Закон об организованных торгах не содержит. Нет в нем также положений о биржевых котировках и их значении для биржевых и внебиржевых сделок. Представляется, однако, что определение особенностей биржи, биржевой сделки, биржевого товара и т.п. имеет важное юридическое значение и должно быть законодательно определено.

Цель деятельности биржи как организатора торговли. По Закону РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383 «О товарных биржах и биржевой торговле» биржа определялась как организация, которая формирует оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (п. 1 ст. 2).

Список литературы

1. Башлаков-Николаев И.В. О режиме обязательной продажи товаров на бирже, основаниях, целях и возможных последствиях его введения / И.В. Башлаков-Николаев // Конкурентное право. 2022. № 4. С. 28–33.
2. Бодренков В.А. Ориентиры формирования экономически обоснованной цены в контексте антимонопольного правоприменения / В.А. Бодренков // Антимонопольное регулирование ценообразования на товарных рынках Российской Федерации : монография / члены редакционной к
3. Голомолзин А.Н. Организованные (биржевые) торги и ценовые индикаторы как инструменты эффективных товарных рынков, государственной политики и международного сотрудничества / А.Н. Голомолзин // Антимонопольное регулирование ценообразования на товарных рынка
4. Курдин А. Как внедрение биржевых механизмов на товарных рынках влияет на конкуренцию / А. Курдин // Конкуренция и право. 2021. № 2. С. 56–58.
5. Попондопуло В.Ф. Развитие конкуренции и фактор ценообразования: экономические и юридические аспекты / В.Ф. Попондопуло // Защита конкуренции в условиях глобальных экономических и социальных изменений : монография / члены редакционной коллегии: В.В. Гриб,

Остальные статьи