Закрытое административно-территориальное образование: проблемы правовой идентификации
Аннотация
В статье обозначена проблема необходимости поиска комплексных правовых решений к определению закрытого административно-территориального образования. Оптимальность функционирования закрытого административно-территориального образования состоит в эффективной организации публичной власти и развитии конкретной территории. Это важное направление, и задача не в полной мере учитывается российским законодательством. В настоящее время подходы административного права, конституционного права, муниципального права к правовой идентификации закрытого административно-территориального образования оказываются несогласованными и даже контрпродуктивными. Автор исходит из необходимости согласования в российском праве целей, особенностей функционирования закрытого административно-территориального образования как специального правового режима. До настоящего времени вне внимания российского законодательства остаются вопросы возможности изменения и коррекции установленного режима закрытого административно-территориального образования применительно к новым задачам публичной власти и развитию конкретных территорий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 02/2025 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2025-2-34-37 |
По сложившейся традиции правовая природа территории раскрывается различными характеристиками: пределы осуществления государственной власти; феномен, формирующий чувство общей идентичности у населения; продукт социального развития человечества. Функциональный подход синтезирует установление пространственных пределов властвования (государственные границы), с одной стороны, а с другой — территориальную организацию государства.
В текущих условиях актуализируется необходимость осмысления роли и назначения в пространственной структуре государства и системе публичного управления территориальных образований, имеющих специальный правовой статус.
Территориальное пространство Российской Федерации неоднородно и не функционирует одномерно. На отдельных территориях организация и функционирование публичной власти отличаются своеобразием, выраженным в установлении специального правового режима и способа организации публичной власти; наличии специального органа публичного управления, не являющегося органом публичной власти; особой комбинаторике взаимодействия органов публичной власти и специальных органов управления; индивидуальном порядке осуществления полномочий органов публичной власти. Иллюстрацией обозначенного тезиса является создание административно-территориальных образований с особым статусом, территориально-обособленных комплексов, приграничных территорий, территорий опережающего развития и др. Уникальной спецификой обладают и закрытые административно-территориальные образования (далее — ЗАТО).
На текущий момент на территории Российской Федерации функционируют более 30 ЗАТО. Они разнообразны по своему назначению и ориентации: отдельные ЗАТО созданы в целях обеспечения функционирования объектов Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», Министерства обороны Российской Федерации, Ракетных войск стратегического назначения.
Специфика закрытых административно-территориальных единиц предопределена необходимостью особой организации органов публичной власти и осуществления ими компетенции одновременно в основных сферах государственного управления, организации экономической деятельности, социального обеспечения населения для решения задач государственного территориального устройства.