Дата публикации: 11.06.2025

Закрытое административно-территориальное образование: проблемы правовой идентификации

Аннотация

В статье обозначена проблема необходимости поиска комплексных правовых решений к определению закрытого административно-территориального образования. Оптимальность функционирования закрытого административно-территориального образования состоит в эффективной организации публичной власти и развитии конкретной территории. Это важное направление, и задача не в полной мере учитывается российским законодательством. В настоящее время подходы административного права, конституционного права, муниципального права к правовой идентификации закрытого административно-территориального образования оказываются несогласованными и даже контрпродуктивными. Автор исходит из необходимости согласования в российском праве целей, особенностей функционирования закрытого административно-территориального образования как специального правового режима. До настоящего времени вне внимания российского законодательства остаются вопросы возможности изменения и коррекции установленного режима закрытого административно-территориального образования применительно к новым задачам публичной власти и развитию конкретных территорий.




По сложившейся традиции правовая природа территории раскрывается различными характеристиками: пределы осуществления государственной власти; феномен, формирующий чувство общей идентичности у населения; продукт социального развития человечества. Функциональный подход синтезирует установление пространственных пределов властвования (государственные границы), с одной стороны, а с другой — территориальную организацию государства.

В текущих условиях актуализируется необходимость осмысления роли и назначения в пространственной структуре государства и системе публичного управления территориальных образований, имеющих специальный правовой статус.

Территориальное пространство Российской Федерации неоднородно и не функционирует одномерно. На отдельных территориях организация и функционирование публичной власти отличаются своеобразием, выраженным в установлении специального правового режима и способа организации публичной власти; наличии специального органа публичного управления, не являющегося органом публичной власти; особой комбинаторике взаимодействия органов публичной власти и специальных органов управления; индивидуальном порядке осуществления полномочий органов публичной власти. Иллюстрацией обозначенного тезиса является создание административно-территориальных образований с особым статусом, территориально-обособленных комплексов, приграничных территорий, территорий опережающего развития и др. Уникальной спецификой обладают и закрытые административно-территориальные образования (далее — ЗАТО).

На текущий момент на территории Российской Федерации функционируют более 30 ЗАТО. Они разнообразны по своему назначению и ориентации: отдельные ЗАТО созданы в целях обеспечения функционирования объектов Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», Министерства обороны Российской Федерации, Ракетных войск стратегического назначения.

Специфика закрытых административно-территориальных единиц предопределена необходимостью особой организации органов публичной власти и осуществления ими компетенции одновременно в основных сферах государственного управления, организации экономической деятельности, социального обеспечения населения для решения задач государственного территориального устройства.

Список литературы

1. Городнюк В.Г. Государственная территория CССР: вопросы конституционного регулирования : автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.Г. Городнюк. Москва, 1987. 21 с.
2. Гриценко Е.В. Конституционная география России: как не заблудиться в лабиринтах особых режимов и статусов территорий? / Е.В. Гриценко // Сравнительное конституционное обозрение. 2024. № 3. С. 4–42.
3. Китинг М. Новый регионализм в Западной Европе / М. Китинг // Логос. 2003. № 6 (40). С. 67–116.
4. Нарутто С.В. Территория в публичном праве : монография / С.В. Нарутто, Е.С. Шугрина, И.А. Исаев, И.А. Алебастрова. Москва : Норма : Инфра-М, 2013. 319 с.
5. Некрасов С.И. Территориальное и внетерриториальное (квазитерриториальное) в организации и функционировании публичной власти (к постановке проблемы) / С.И. Некрасов // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 25–29.
6. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3 томах / ответственный редактор М.Н. Марченко. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма : Инфра-М, 2014.
7. Шугрина Е.С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях / Е.С. Шугрина // Муниципальное право. 2012. № 4. С. 7–14.

Остальные статьи