Дата публикации: 11.06.2025

Государственный (муниципальный) контракт как комплексное (межотраслевое) соглашение: понятие и существенные условия

Аннотация

В работе проанализированы мнения исследователей о природе государственного (муниципального) контракта и сделан вывод, что указанное соглашение содержит черты гражданско-правового договора и публично-правового акта, что придает ему комплексный (межотраслевой) характер. Отмечается, какие условия в государственном (муниципальном) контракте относятся и могут быть включены в его существенные условия.




Участие в государственных закупках открывает для организаций множество возможностей. Во-первых, это надежный и стабильный источник дохода, поскольку государственные контракты, как правило, отличаются длительными сроками и крупными объемами. Во-вторых, работа с государственным заказчиком повышает престиж компании и способствует улучшению ее репутации на рынке. Это может играть ключевую роль в привлечении новых клиентов и партнеров, заинтересованных в сотрудничестве с проверенными и надежными поставщиками.

Процедура участия в государственных закупках, установленная законодательством, хотя и кажется сложной на первый взгляд, разработана с целью обеспечения прозрачности и равных условий для всех участников.

Государственные (муниципальные) закупки осуществляются согласно законодательству о контрактной системе (ч. 1 ст. 72 БК РФ), и контракты согласуются с планом-графиком закупок (ч. 2 ст. 72 БК РФ). Публичный контракт (п. 8.1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ) — гражданско-правовой договор на поставку товаров, работ, услуг, включая приобретение и аренду недвижимости, заключаемый бюджетными учреждениями, ГУПами (МУПами) и юрлицами. Бюджетные учреждения заключают контракты за счет субсидий; ГУПы (МУПы), автономные учреждения — для капвложений; акционерные общества (100% гос. участие) — для закупок медицинских товаров и услуг, а также их ремонта и обслуживания. Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага использует средства по закупкам, предусмотренные БК РФ. Юридические лица проводят закупки, вовлекая Российскую Федерацию, субъекты Федерации или муниципальные образования в инвестиционные проекты.

Статья 526 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) регулирует отношения, связанные с государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. Согласно этой статье государственный или муниципальный контракт — это договор, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию третьему лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Данная норма закрепляет основные принципы и условия заключения и исполнения государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, обеспечивая баланс интересов сторон и соблюдение публичных интересов.

 Одной из ключевых особенностей государственных и муниципальных контрактов является обязательность их исполнения для обеих сторон. Таким образом, поставщик обязан в установленный срок передать указанные в контракте товары заказчику или иному лицу, если это предусмотрено договором. Невыполнение обязательств может повлечь за собой последствия в виде штрафных санкций, а также включения недобросовестного поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, что ограничивает его возможности участвовать в будущих государственных закупках.

Список литературы

1. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование / Л.В. Андреева. Москва : Волтерс Клувер, 2009. 282 с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Стари-лов. Москва : Норма, 2004. 540 с.
3. Белых В.С. Договорное регулирование предпринимательской деятельности / В.С. Белых. Москва : Проспект, 2023. 720 с.
4. Брагинский М.И. Договорное право: общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. 4-е изд. Москва : Статут, 2020. 847 с.
5. Горбунова Л.В. Правовые проблемы оценки государственного контракта в качестве разновидности административного договора / Л.В. Горбунова // Договор в россий-ском гражданском праве: значение, содержание, классификация и толкование : мате-риалы Всероссийског
6. Гражданское право : учебник. В 3 частях. Ч. 2 / под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Москва : Проспект, 1997. 778 с.
7. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринима-тельства: правовые проблемы / Е.П. Губин. Москва : Юристъ, 2005. 311 с.
8. Демин А.В. Государственные контракты (публично-правовой аспект) / А.В. Демин // Хозяйство и право. 1997. № 8. С. 148–154.
9. Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды. В 2 то-мах. Т. 2 / О.А. Красавчиков. Москва : Статут, 2005. 492 с.
10. Пугинский Б.И. Теория и практика договорного регулирования / Б.И. Пугинский. Москва : Зерцало-М, 2008. 213 с.
11. Российское гражданское право : учебник. В 2 томах. Т. 1. Общая часть. Вещное пра-во. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / ответственный редактор Е.А. Суханов. Москва : Статут, 2011. 956 с.
12. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс : полный курс / Ю.А. Тихоми-ров. 2-е изд., доп. и перераб. Москва : Тихомиров, 2008. 696 с.
13. Яровой А.В. Поставка товаров для государственных нужд : автореферат диссерта-ции кандидата юридических наук / А.В. Яровой. Екатеринбург, 2005. 23 с.

Остальные статьи