Дата публикации: 11.06.2025

К вопросу о возможном уточнении принципов регулирования оборота земель сельхозназначения с учетом новых процессов в аграрном секторе

Аннотация

В статье рассмотрена возможность уточнения отдельных положений законодательства, регулирующего оборот земель сельхозназначения, в том числе принципиальных, с учетом развития таких процессов в аграрном секторе, как: 1) выявление и реосвоение заброшенных сельхозугодий; 2) передача муниципалитетам невостребованных земельных долей; 3) включение в состав нашей страны новых регионов с системой регулирования данной сферы, во многом отличной от общефедеральных правил (там идет процесс его гармонизации с этими правилами). Выводом является то, что развитие этих процессов обуславливает необходимость уточнить ряд положений соответствующего законодательства, в том числе носящих принципиальный характер.




Земли сельхозназначения — одна из семи целевых категорий, на которые поделен земельный фонд; она занимает особое положение среди других в силу целого ряда факторов.

Во-первых, только земли этой целевой категории выполняют одновременно все полезные функции: и место — пространственный базис для любой деятельности (в данном случае — сельхозпроизводства), и непосредственно средства этого производства (верхний плодородный слой, как уникальная самовоспроизводимая машина обеспечивает произрастание выращиваемых в растениеводстве сельхозкультур), и компонент природного комплекса, активно взаимодействующий с иными природными средами — гидросферой, атмосферой, флорой и фауной (например, загрязнение одних влечет за собой аналогичную проблему и для других). В отношении других земель указанные функции если выполняются, то не в такой мере, как для сельхозземель. Например, на заасфальтированных городских территориях невозможно выращивать сельхозпродукцию, да и в обмене веществами с другими средами они не так явно участвуют. Или земли заповедников в силу их как раз заповедного статуса (полный запрет хозяйственной деятельности) никак нельзя представить в качестве средства производства.

В этой связи и правовое регулирование использования, оборота и охраны сельхозземель осуществляется в особом порядке и более строго. Так, согласно ст. 79 федерального Земельного кодекса (далее — ЗК РФ) сельхозугодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Наиболее сложен и интересен вопрос об обороте сельхозземель. Это опять же единственная целевая категория, для регулирования оборота которой вот уже почти четверть века действует специальный федеральный закон (далее — Закон об обороте сельхозземель). Напомним также, что известный феномен второй половины 1990-х годов — пробельность федерального земельного законодательства — обусловлен как раз различием подходов к степени жесткости регулирования (да и вообще — допущению) оборота этих земель. Этот вопрос тогда вышел на первый план и не позволял урегулировать все остальные проблемы, возникшие в условиях проведения весьма радикальной земельной реформы. Напомним, что дважды (в 1997 г. и 1998 г.) палатами Федерального Собрания принимался и одобрялся новый (тогда) Земельный кодекс, который так и не был подписан и не устранил ту пробельность. Это удалось лишь после принятия в 2001 г. ныне действующего ЗК РФ, в котором данная тема «предусмотрительно обойдена», согласно п. 6 ст. 27 кодекса, оборот земель сельхозназначения его нормами никак не регулируется — это задача уже упомянутого отдельного специального закона.

При выборе закладываемых в него регуляторов соответствующего оборота были взяты за основу практики из зарубежного опыта, что объяснялось полным отсутствием (законодательным запретом) в прежние годы любого оборота земель — все они могли принадлежать только государству и не отчуждались. Поскольку в разных странах применяются разные, не всегда совместимые регуляторы, то задача была в том, чтобы сконфигурировать оптимальную для постреформаторского отечественного АПК систему регулирования (стимулирующую сельхозпроизводство, социально справедливую, сберегающую эти уникальные земли и их качество, не приводящую к излишним бюрократическим барьерам и коррупционным проявлениям). Например, выбирая между административным согласием органов публичной власти на совершение сделки купли-продажи или наделением их правом преимущественной покупки, выбор был сделан в пользу второго варианта (как менее коррупционно опасного). Или ограничение концентрации сельхозугодий по результатам сделок их приобретения «привязано» только к конкретному муниципалитету, т.е. эта мера является антимонопольной в его масштабе, но не ограничивает хозяйственную деятельность крупных агрохолдингов, имеющих подразделения (и земельные участки) в разных регионах и муниципалитетах. В результате при принятии этого закона были определены пять принципов, на которых основан оборот земель данной целевой категории. За прошедшие почти четверть века они практически не изменились — лишь в 2005 г. преимущественное право покупки земельных долей перешло от публичных образований к агрохозяйствам (как мера стимулирования ведения ими сельхозпроизводства). Но суть этого принципа тогда не поменялась — защита при продаже долей интересов агроотрасли.

Список литературы

1. Актуальные проблемы предпринимательского, корпоративного, экологического и трудового права : монография. В 2 томах. Т. 2 / А.П. Адаменко, Р.Н. Адельшин, Н.А. Алексеева [и др.]. Москва : РГ-Пресс, 2019. Т. 2. 608 с.
2. Крассов О.И. О понятии земель сельхозназначения / О.И. Крассов, Н.А. Голышев // Экологическое право, 2010. № 1. С. 2–8.
3. Липски С.А. Актуальные проблемы государственного регулирования рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения / С.А. Липски // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2006. № 8. С. 56–63.
4. Липски С.А. Изменение земельных отношений / С.А. Липски // Экономист. 2003. № 5. С. 84–91.
5. Мельников Н.Н. Теоретические основы отнесения земель к категориям и зонирования территорий в Российской Федерации / Н.Н. Мельников // Хозяйство и право. 2013. № 3. С. 74–83.
6. Организационно-экономические механизмы вовлечения в оборот, использования и охраны сельскохозяйственных земель : монография / под научной редакцией В.Н. Хлыстуна, А.А. Мурашевой. Москва : ГУЗ, 2020. 568 с.
7. Папаскири Т.В. 20-летний опыт применения норм Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ключевые землеустроительные аспекты реализации его положений в текущих условиях / Т.В. Папаскири, С.А. Липски // Международный сельско
8. Правовые аспекты вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых и невостребованных земель сельскохозяйственного назначения : монография / В.Н. Хлыстун, С.А. Липски, А.А. Мурашева [и др.] ; научные редакторы: В.Н. Хлыстун, С.А. Липски. Москва : ГУЗ, 2020
9. Румянцев Ф.П. Российский и зарубежный опыт правового регулирования оптимизации предельных размеров участков для сельскохозяйственного землепользования / Ф.П. Румянцев // Хозяйство и право. 2015. № 6 (461). С. 57–65.
10. Савченко О.Ю. Направления развития системы государственного стратегического планирования в агропромышленном комплексе Донецкой Народной Республики / О.Ю. Савченко, Е.Г. Курган // Актуальные социально-экономические аспекты управления: государство, регион,
11. Современные проблемы и актуальные направления развития земле-устройства и кадастров : монография / под редакцией С.В. Богомазова, А.И. Чурсина, А.А. Галиуллина. Пенза : РИО ПГАУ, 2019. 185 с.
12. Устюкова В.В. Общая собственность граждан на земельные участки сельскохозяйственного назначения: миф или реальность? / В.В. Устюкова // Экологическое право. 2007. № 2. С. 19–24.

Остальные статьи