Публичная функция как встречное предоставление
Аннотация
В статье приведен анализ государственных, муниципальных контрактов, предметом которых выступает проектная деятельность по подготовке нормативных правовых актов. На примере актов, регулирующих земельные и градостроительные отношения, выявлено, что обязательный элемент процедуры принятия такого рода актов — публичные слушания либо общественные обсуждения — трансформируется в условие встречного предоставления в государственном, муниципальном контракте. Полагая такую трансформацию не соответствующей верховенству Конституции России, в статье вносится предложение о невозможности делегирования публичных полномочий на условиях государственного, муниципального контракта иным лицам, нежели наделены законом компетенцией по их реализации в качестве нормативных правовых актов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 02/2025 |
Страницы | 23-26 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2025-2-23-26 |
Все более сложным и детализированным предстает на сегодняшний день разграничение частных имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством и основанном на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ) и имущественных отношений, одной из сторон в которых выступает орган государственной власти, орган местного самоуправления, наделенный властными полномочиями.
Достаточно наглядным примером подобного рода отношений выступает регулирование в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования. В соответствии с положениями градостроительного законодательства документы территориального планирования представляют собой правовые акты, носящие ненормативный характер применительно к схемам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и являются нормативными правовыми актами, будучи документами территориального планирования муниципального уровня и документацией по планировке территории.
Градостроительное зонирование также закрепляется в нормативных правовых актах муниципального уровня, принимаемых либо представительным органом местного самоуправления, либо в случае, если он делегировал это полномочие, — исполнительно-распорядительным органом.
В качестве примеров выбраны именно эти виды документов по той причине, что согласно действующей системе нормативного регулирования их принятию предшествует процедура публичных слушаний, общественных обсуждений. То есть как документы территориального планирования муниципального уровня (далее — генеральный план), так и документы градостроительного зонирования, и документация по планировке территории являются нормативными правовыми актами.
Между тем генеральный план и документация по планировке территории в соответствии с законодательными положениями, регулирующими процедуру их подготовки и принятия, состоят из двух частей: утверждаемой в качестве нормативного акта и материалов по обоснованию нормативно-правовой части. Так, согласно ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Содержание названных материалов и карт определяется положениями ч. 7 и 8 указанной статьи.