Взаимодействие представительных органов муниципальных образований: форма межмуниципального сотрудничества или повышение роли представительной демократии?
Аннотация
В статье рассматриваются отдельные вопросы правового статуса представительных органов муниципальных образований. На основании норм законодательства, материалов правоприменительной практики обосновывается место представительного органа в системе органов местного самоуправления. Показываются особенности межмуниципального взаимодействия, а также взаимодействия представительных органов разных уровней публичной власти, обосновывается возрастающее значение подобных форм сотрудничества, имеющих большое значение для развития территории, выявления и учета интересов ее жителей, в том числе при наличии конфликтных ситуаций.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 02/2025 |
Страницы | 16-22 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2025-2-16-22 |
В декабре 2024 г. было объявлено, что 2025 г. — это год муниципального депутата. Символично, что уже в первой половине 2025 г. произошло несколько событий, связанных с обсуждением роли представительных органов муниципальных образований и изменением федерального законодательства. Кроме того, предпринята очередная попытка комплексной разработки теоретических основ представительства на муниципальном уровне, более глубокого осмысления роли и места представительных органов муниципальных образований в системе органов местного самоуправления.
Так, 11 апреля 2025 г. в Государственной Думе состоялась Всероссийская конференция по развитию представительных органов муниципальных образований. А чуть раньше, 31 марта 2025 г. на площадке Президентской академии прошла конференция председателей Советов депутатов малых и исторических городов, организованная в рамках проекта ВАРМСУ «Муниципальный диалог» при поддержке Администрации Президента РФ.
Безусловно, большое значение для представительных органов муниципальных образований имеет и принятие нового федерального закона о местном самоуправлении – Федерального закона от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — Федеральный закон № 33-ФЗ).
1. Повышение роли представительной демократии. В новейшей российской истории было несколько примеров того, что на первое место выходил вопрос о повышении роли местных представительных органов. Так, в годы перестройки активно стали говорить о возрождении лозунга «Вся власть Советам!»; это звучало как своего рода протест против подмены представительных органов власти партийным и государственным аппаратом. В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР высказался за повышение роли Советов как фундамента самоуправления народа. Под лозунгом «Вся власть Советам!» был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».
Одним из этапов конституционного кризиса 1993 г., завершившегося принятием новой Конституции РФ, стали указы Президента РФ о роспуске представительных органов; функции представительных органов местного самоуправления были возложены на местные администрации. Потребовалось несколько лет на формирование обновленного состава представительных органов муниципальных образований, действующих на основе новых принципов, заложенных в Конституции Российской Федерации 1993 г. и Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».