Основные принципы межмуниципального сотрудничества
Аннотация
В статье анализируются понятие межмуниципального сотрудничества, его научно-теоретическая и правовая основа. Указываются принципы, лежащие в основе организации и функционирования системы публичной власти, в том числе местного самоуправления. На базе основных конституционно-правовых принципов местного самоуправления предложена система принципов межмуниципального сотрудничества, отмечена их значимость для правотворческой и правоприменительной деятельности в данной сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 02/2025 |
Страницы | 7-11 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2025-2-7-11 |
В российском законодательстве в настоящее время отсутствует определение понятия «межмуниципальное сотрудничество». Между тем межмуниципальное сотрудничество в России существует и развивается с конца 20-го в.
Правовую основу межмуниципального сотрудничества, так же, как и правовую основу местного самоуправления в целом, составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Правовая основа межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации постоянно совершенствуется, меняясь в ходе муниципальных реформ. В 1990-х годах, после начала процесса преобразования системы власти в Советском Союзе, в апреле 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»; а в РСФСР в июле 1991 г. — «Закон о местном самоуправлении в РСФСР». После распада СССР и принятия в 1993 г. Конституции РФ местное самоуправление получило конституционное закрепление как особая форма народовластия, одна из основ конституционного строя; в том же году Указом Президента РФ было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. В 1995 г. появился федеральный закон, благодаря которому сложилась новая организационная и территориальная структура местного самоуправления. В ноябре 1994 г. начала действовать первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, которая содержит общие положения о договоре, юридических лицах и о праве собственности, что имеет большое значение для межмуниципального сотрудничества. В мае 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общественных объединениях». В 1996 г. в силу вступил Федеральный закон «О некоммерческих организациях». В 2003 г. параллельно с нормами Федерального закона 1995 г. стал действовать еще один, одноименный Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ), такое двузаконие существовало вплоть до января 2009 г. В марте 2025 г. был принят новый Федеральный закон № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — Федеральный закон № 33-ФЗ), после его вступления в силу большая часть положений, закрепленных в федеральном законе 2003 г., утратит силу.
Таким образом, за последние 30 лет законодательство, регулирующее межмуниципальное сотрудничество, постоянно модернизируется, появляются новые формы межмуниципального сотрудничества, а вместе с ними и новые возможности для муниципалитетов самостоятельно регулировать некоторые вопросы, ранее требующие вмешательства органов государственной власти для их разрешения.
В связи с совершенствованием правового регулирования, развитием правоприменительной практики, которая с каждым годом становится все разнообразнее и обширнее, повышением значимости межмуниципального взаимодействия возникает необходимость в научно-теоретическом анализе сущности межмуниципального сотрудничества. На сегодняшний день имеется множество различных подходов к этому вопросу.