Дата публикации: 11.06.2025

Местное самоуправление 2.0: переход к новой модели законодательного регулирования компетенции муниципальных образований

Аннотация

Работа посвящена исследованию новой модели регулирования компетенции местного самоуправления, использованной в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Автор отмечает переход от определения предметов ведения муниципалитетов к разграничению непосредственно полномочий между уровнями власти, значительную широту дискреции субъектов Российской Федерации при определении компетенции конкретных муниципальных образований, а также связанные с этим риски.




Компетенция местного самоуправления, т.е. круг регламентируемых им публичных дел и меры властного воздействия на общество, является важнейшим его признаком как формы и уровня публичной власти.

Содержание и структура компетенции предопределится прежде всего конституционным пониманием местного самоуправления. Мы уже писали, что при конструировании конституционных норм, очерчивающих правовой статус российского местного самоуправления, столкнулись две методологии, основанные на общественной и государственной теории, в результате сформировалась гибридная, дуальная модель местного самоуправления как публичной власти и института самоорганизации граждан.

Федеральный закон от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — Закон № 33-ФЗ) сделал эту двойственность еще более явной, она теперь вынесена в легальное определение местного самоуправления как формы самоорганизации граждан в целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения) в пределах полномочий, предусмотренных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами (ч. 1 ст. 1).

Исходя из такого методологическая дуализма, Конституция в ее первоначальной редакции предусматривала в структуре компетенции муниципалитетов два блока: вопросы местного значения и переданные государственные полномочия.

При этом в соответствии с англосаксонским принципом inter vires в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) была предпринята попытка сформулировать для каждого вида муниципальных образований закрытый перечень вопросов местного значения — предметов исключительной ответственности местных властей. При этом все иные полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, объявлены отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (ч. 1 ст. 19). Соответственно, исполнение данных полномочий должно обеспечиваться субвенциями из соответствующего бюджета.

Список литературы

1. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства / Л.А. Велихов. Репринтное издание. Москва : Центр муниципальной экономики, 2024. 395 с.
2. Кискин Е.В. Некоторые направления развития законодательства о местном самоуправлении в свете поправок к Конституции Российской Федерации / Е. В. Кискин // Федерализм. 2020. Т. 25. № 4 (100). С. 107–126.
3. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции / Ю.А. Тихомиров. Москва : Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2005. 355 с.

Остальные статьи