Местное самоуправление 2.0: переход к новой модели законодательного регулирования компетенции муниципальных образований
Аннотация
Работа посвящена исследованию новой модели регулирования компетенции местного самоуправления, использованной в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Автор отмечает переход от определения предметов ведения муниципалитетов к разграничению непосредственно полномочий между уровнями власти, значительную широту дискреции субъектов Российской Федерации при определении компетенции конкретных муниципальных образований, а также связанные с этим риски.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 02/2025 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2025-2-2-6 |
Компетенция местного самоуправления, т.е. круг регламентируемых им публичных дел и меры властного воздействия на общество, является важнейшим его признаком как формы и уровня публичной власти.
Содержание и структура компетенции предопределится прежде всего конституционным пониманием местного самоуправления. Мы уже писали, что при конструировании конституционных норм, очерчивающих правовой статус российского местного самоуправления, столкнулись две методологии, основанные на общественной и государственной теории, в результате сформировалась гибридная, дуальная модель местного самоуправления как публичной власти и института самоорганизации граждан.
Федеральный закон от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — Закон № 33-ФЗ) сделал эту двойственность еще более явной, она теперь вынесена в легальное определение местного самоуправления как формы самоорганизации граждан в целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения) в пределах полномочий, предусмотренных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами (ч. 1 ст. 1).
Исходя из такого методологическая дуализма, Конституция в ее первоначальной редакции предусматривала в структуре компетенции муниципалитетов два блока: вопросы местного значения и переданные государственные полномочия.
При этом в соответствии с англосаксонским принципом inter vires в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) была предпринята попытка сформулировать для каждого вида муниципальных образований закрытый перечень вопросов местного значения — предметов исключительной ответственности местных властей. При этом все иные полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, объявлены отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (ч. 1 ст. 19). Соответственно, исполнение данных полномочий должно обеспечиваться субвенциями из соответствующего бюджета.