Дата публикации: 05.06.2025

Цифровизация деятельности органов единой системы публичной власти (на примере Курской области)

Аннотация

В статье анализируется процесс реализации правовых актов, регулирующих цифровизацию деятельности органов публичной власти, а также пути его оптимизации. Отдельное внимание уделено вопросам оперативного взаимодействия органов единой системы публичной власти и населения, а также устойчивости системы управления в условиях особой обстановки в приграничных районах Курской области.




Развитие современной цивилизации представляет собой динамичный процесс и ведет к трансформации общественных отношений. С учетом этого в Российской Федерации был разработан и утвержден перечень документов, фактически составляющих концепцию цифровизации российского общества. Основными из них являются следующие: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информатизации, информационных технологиях и защите информации», Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 203 от 9 мая 2017 г., Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 гг. и на перспективу до 2025 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2036-р от 1 ноября 2013 г., Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7, Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 490  от 10 октября 2019 г. и другие.

В то же время реализация этих правовых актов связана с рядом проблем. Остро стоит вопрос повсеместного подключения к сети Интернет. Население недостаточно информирмируется о возможности получения необходимых документов при помощи цифровых ресурсов без личного присутствия, а «…на сегодняшний день нет полного подробного разъяснения такого порядка». Имеют место проблемы правового регулирования процесса цифровизации. Проблемы регионального уровня отражены в разделе 4 Стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления Курской области на период с 2021 по 2024 г. Выделяется проблема неоптимальности, перегруженности процессов предоставления государственных и муниципальных услуг. К этому относятся избыточное количество документов, требуемых для получения услуг, несогласованность действий между ведомствами, ведущая к повторным обращениям граждан, нехватка специалистов в МФЦ и госучреждениях, особенно в сельских районах Курской области. Отсутствие регулярного обучения сотрудников работе с цифровыми инструментами. Недостаточная активность граждан. Так, в 2024 г. только 18,6% взрослого населения Курской области были зарегистрированы на портале госуслуг. При этом центры обслуживания распределены неравномерно — 1 центр на 11,7 тыс. жителей, что ниже среднероссийских показателей. Многие жители региона по-прежнему недостаточно информированы о возможностях и процедурах взаимодействия с органами власти. Решения также требует вопрос низкого уровня подготовки населения, особенно старшего поколения, к использованию цифровых сервисов. Решение этого вопроса необходимо потому, что «современные политические системы нуждаются в хорошо информированных гражданах, способных участвовать в публичной жизни активно и эффективно». Острой остается и проблема формальности ответов на обращения граждан. Поэтому работа по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг, их модернизация и развитая автоматизированная деятельность органов публичной власти являются весьма актуальными. Все вышесказанное требует, в частности, разработки четких регламентов работы с социальными сетями.

В целях решения этих и других проблем осуществляет деятельность министерство цифрового развития и связи Курской области. Так, министерство цифрового развития и связи Курской области в период с 2019 по 2024 г. приняло участие в национальном проекте «Цифровая экономика». За этот период в регионе было представлено 60 цифровых проектов, затрагивающих порядка 14 направлений деятельности региональных органов. Акцент был смещен в сторону цифрового модифицирования социальной сферы, важнейших отраслей экономики, органов государственной и местной власти. Применение цифровых технологий в деятельности органов местного самоуправления Курской области заключалось в техническом сопровождении государственных информационных систем по обмену данными, внедрении современных технологий в сфере оказания муниципальных услуг, а также обеспечении электронного формата взаимодействия с жителями. Важным событием стал переход с 2024 г. на отечественные программно-технические средства в публичном управлении. Среди основных направлений этой деятельности можно выделить «Карту жителя Курской области», поддержку предпринимательской деятельности, развитие услуг в сфере здравоохранения, образования и других.

Список литературы

1. Домченко А.С. Пределы и условия цифровой трансформации в сферах местного самоуправления / А.С. Домченко, О.В. Соболев // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2023. № 4. С. 2–6.
2. Игнатов Д.А. Анализ цифрового взаимодействия власти и общества в Курской области / Д.А. Игнатов // Политика. Экономика и инновации. 2020. № 5 (34). С. 1–9.
3. Нагорных Р.В. Актуальные проблемы цифровизации органов исполнительной власти / Р.В. Нагорных // Сетевой научно-практический журнал частного и публичного права. 2023. № 2 (22). С. 59–64.
4. Черкасов А.И. Право на информацию о деятельности органов муниципального управления и особенности его реализации в странах Восточной Европы / А.И. Черкасов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2024. № 4. С. 25–29.
5. Шабуров А.С. Проблемы теории права в условиях цифровизации общества / А.С. Шабуров // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2021. № 4. С. 7–14.

Остальные статьи