К вопросу о дефинициях «имидж» и «правовой имидж субъекта» (в том числе публично-правового образования): общетеоретическое исследование
Аннотация
Автор раскрывает понятие «имидж», опираясь на исследования, проведенные в различных отраслях науки, выводит понятия «правовая роль, основанная на правовом статусе субъекта», а также «правовой имидж», на базе которого складывается правовая репутация.
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 02/2025 |
Страницы | 20-25 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2025-2-20-25 |
Ускользающий образ — так можно охарактеризовать современное понятие «имидж», рассматриваемое с точки зрения юриспруденции, в том смысле, что юридическая наука его касается, но в должной мере не анализирует. Является ли это справедливым? Полагаем, что нет. Данный термин еще с середины XX в. повсеместно вошел в оборот как за рубежом, так и в России. С тех пор он занимает умы исследователей широкого круга дисциплин: философии, социологии, культурологии, филологии, искусствоведения, психологии, политологии, экономики. Несмотря на широту применения и теоретического осмысления, его нельзя признать однозначным. Он не является правовым, однако в процессе нормотворчества используется; обозначен в Указе Президента РФ от 9 августа 2021 г. № 460 в словосочетании «международный имидж РФ»; имеется в ряде иных актов различного уровня, например, применительно к государственному органу — «имидж ФАС». Помимо этого, тенденцией современной экономической науки является разработка понятия «имидж территории» (работы И.С. Важениной и др.). Рассматривается имидж территориальных субъектов, авторы одной из книг — Д.П. Гавра и Ю.В. Таранова. Имеются работы, тематика которых обозначена как «имидж города», «имидж муниципальных образований» (статья В.В. Элеменкиной). Во всех из них обосновывается актуальность изучения этого явления, подчеркивается его весомое значение. Доказано, в условиях рынка имидж способен влиять на экономические показатели субъектов и, что существенно, — публично-правовых. В духе времени термин «имидж» из экономики переходит в правовой массив, вызывая необходимость его осмысления в рамках юриспруденции и междисциплинарных исследований. Современное понятие «имидж», разработанное на основе иных наук, давно выходит за пределы узких трактовок. Появление в законодательстве термина «имидж», тем более применительно к публично-правовому образованию и отдельному государственному органу, уводит нас в сферу политических менеджмента и психологии, прочих дисциплин, давно оперирующих им применительно к государственно-правовым явлениям. Остановимся на нем подробнее. Термин «имидж» пришел в отечественный лексикон из-за рубежа и является заимствованием из английского языка, в котором image означает: 1) образ; изображение; отражение; точное подобие; 2) глагол изображать, представлять себе. Взгляда на дословный перевод достаточно, чтобы найти близкий аналог в русском языке, таковым является слово «образ», значение которого расшифровывается как: 1) результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека; 2) вид, облик; 3) живое, наглядное представление о ком-, чем-нибудь. Правы авторы, отмечающие, что, закрепляясь в конкретном контексте, термин меняет свое первоначальное значение, по крайней мере отчасти, это ярко проявляется в случае с заимствованием и последующей переработкой его в рамках другой культуры. Довод в пользу этого приводит Е.Г. Калюжная, говоря, что «понятия “имидж” и “образ” аккумулируют разные историко-культурные значения»; она акцентирует внимание на исследованиях, выявивших, что в современном понимании даже за рубежом «понятие “имидж” возникло сначала в…кино как культ…идеального образа», в дальнейшем распространившись и на иные сферы жизни общества (включая экономику и политику), в России — с конца 1980-х гг. Е.Г. Калюжная останавливается на работе Е. Карцевой 1971 г., в которой автор раскрывает зарубежный термин «имидж» как выступающий «в роли эстетического и социального псевдоидеала» (в негативном проявлении способный формировать мнимые потребности в обществе, конструировать псевдореальность, приводить к подмене истинных ценностей суррогатом). Такая трактовка рассматриваемого явления имеет отсылку к «самопозиционированию», «воздействию», «управлению»; наделяя понятие «имидж» особыми красками, подчеркивающими его специфику по сравнению с общим по отношению к нему понятием «образ».