Дата публикации: 05.06.2025

Взаимодействие прокуратуры и органов местного самоуправления по вопросу удаления главы муниципального образования в отставку

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы участия прокурора в процедуре удаления главы муниципального образования в отставку. Установлено, что такое участие осуществляется, как правило, в связи с нарушением главой муниципального образования законодательства о противодействии коррупции. Это вызвано фактическим дублированием положений законодательства. На основе анализа судебной практики сформулированы предложения по корректировке законодательства.




Одним из основных элементов правового статуса органов местного самоуправления является ответственность. Российское законодательство в сравнении с зарубежными подходами имеет свои особенности с точки зрения регламентации вопросов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Прежде всего стоит отметить детальное правовое регулирование порядка и оснований привлечения к ответственности, а также минимизацию политической составляющей при привлечении органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности. Главным образом это касается ответственности перед государством.

При этом на практике возникает ряд вопросов с точки зрения как оснований, так и процедуры привлечения к ответственности. Даже подробное правовое регулирование, несомненно, не может «покрыть» все возможные ситуации, тем более, когда речь идет о муниципальной власти. Количество муниципальных образований предопределяет среди прочего широкую практику правоприменения.

Одним из таких дискуссионных аспектов является вопрос о взаимодействии органов прокуратуры с представительным органом муниципального образования (далее — представительный орган) по вопросу удаления главы муниципального образования в отставку.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) в ст. 74.1 закрепляет перечень оснований для удаления главы муниципального образования в отставку, среди которых в контексте настоящего исследования наибольший интерес представляет несоблюдение главой муниципального образования установленных законодательством запретов и ограничений, неисполнение обязанностей (речь идет, как правило, о законодательстве о противодействии коррупции в широком смысле).

Законодательство о местном самоуправлении довольно подробно регламентирует и процедуру удаления в отставку. Стоит признать, что в этом аспекте учитывается позиция Конституционного Суда Российской Федерации о том, что «удаление главы муниципального образования в отставку в указанном случае выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге — и перед населением».

Список литературы

1. Михеева Т.Н. Конституционная парадигма местного самоуправления в единой системе публичной власти / Т.Н. Михеева, Д.С. Михеев // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 12. С. 64–69.
2. Праскова С.В. О полномочиях прокурора по применению к лицам, замещающим муниципальные должности, мер публично-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Часть 2 / С.В. Праскова // Сибирский юридический вестник. 2022. № 2 (97). С.
3. Третьяк И.А. Презумпции в муниципальном праве / И.А. Третьяк // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2021. № 3. С. 22–25.
4. Трубилов Г.В. Проект реформы российского парламентаризма: муниципальный уровень / Г.В. Трубилов // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 7. С. 58–63.

Остальные статьи