Взаимодействие прокуратуры и органов местного самоуправления по вопросу удаления главы муниципального образования в отставку
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы участия прокурора в процедуре удаления главы муниципального образования в отставку. Установлено, что такое участие осуществляется, как правило, в связи с нарушением главой муниципального образования законодательства о противодействии коррупции. Это вызвано фактическим дублированием положений законодательства. На основе анализа судебной практики сформулированы предложения по корректировке законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 02/2025 |
Страницы | 16-19 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2025-2-16-19 |
Одним из основных элементов правового статуса органов местного самоуправления является ответственность. Российское законодательство в сравнении с зарубежными подходами имеет свои особенности с точки зрения регламентации вопросов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Прежде всего стоит отметить детальное правовое регулирование порядка и оснований привлечения к ответственности, а также минимизацию политической составляющей при привлечении органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности. Главным образом это касается ответственности перед государством.
При этом на практике возникает ряд вопросов с точки зрения как оснований, так и процедуры привлечения к ответственности. Даже подробное правовое регулирование, несомненно, не может «покрыть» все возможные ситуации, тем более, когда речь идет о муниципальной власти. Количество муниципальных образований предопределяет среди прочего широкую практику правоприменения.
Одним из таких дискуссионных аспектов является вопрос о взаимодействии органов прокуратуры с представительным органом муниципального образования (далее — представительный орган) по вопросу удаления главы муниципального образования в отставку.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) в ст. 74.1 закрепляет перечень оснований для удаления главы муниципального образования в отставку, среди которых в контексте настоящего исследования наибольший интерес представляет несоблюдение главой муниципального образования установленных законодательством запретов и ограничений, неисполнение обязанностей (речь идет, как правило, о законодательстве о противодействии коррупции в широком смысле).
Законодательство о местном самоуправлении довольно подробно регламентирует и процедуру удаления в отставку. Стоит признать, что в этом аспекте учитывается позиция Конституционного Суда Российской Федерации о том, что «удаление главы муниципального образования в отставку в указанном случае выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге — и перед населением».