Дата публикации: 05.06.2025

Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе

Аннотация

В статье рассматриваются отдельные дискуссионные вопросы законодательства и правоприменительной практики в области противодействия коррупции. Авторами на основе рассмотрения отдельных положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и сложившейся практики его применения в отношении муниципальных служащих делается вывод о наличии необоснованно широкого толкования положений вышеназванного правового акта, что существенным образом снижает эффективность применяемых мер противодействия коррупции и осложняет формирование полноценного и квалифицированного состава муниципальных служащих органов местного самоуправления, что в условиях проведения очередной реформы местного самоуправления может серьезно подорвать президентскую инициативу о подготовке и удержании квалифицированных кадров на муниципальной службе и повышения ее престижа у молодежи.




Государственной Думой РФ 5 марта 2025 г. в третьем чтении принят законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Даже у явных скептиков относительно качества данного проекта правового акта уже не осталось сомнений, что законопроект будет принят и четвертая реформа местного самоуправления за чуть более 30-летнюю новейшую историю российской государственности даст свой полноценный старт. Как и еще действующий на момент подготовки данной статьи Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 42) упоминаемый нами законопроект в ст. 31 полностью повторяет текстуально не меняющуюся более двух десятилетий формулировку об отсылочном регулировании специальным федеральным законом одного из важнейших институтов местного самоуправления — муниципальной службы. Непросвещенному читателю может показаться, что правовое регулирование и правоприменительная практика в отношении муниципальной службы стабильны и не вызывают значительных вопросов. Вместе с тем, если обратить внимание на число изменений, вносимых различными федеральными законами в базовый для муниципальной службы акт — в Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»  за период его действия, то говорить о какой-либо стабильности пока не приходится. Вместе с тем на значимость муниципальной службы, ее правового регулирования и повышения престижа данной служебной деятельности обращал внимание даже глава нашего государства. Так, на церемонии вручения муниципальной премии «Служение» в январе 2024 г. Президент РФ, в частности, отметил, что «на муниципальных служащих ложится самая ответственная часть работы, поскольку они напрямую общаются с людьми, и порой им приходится отвечать за всю страну, отвечать даже за то, что не входит в круг ваших обязанностей…».

Особое положение муниципальной службы и ее правового регулирования в своих решениях подчеркивал Конституционный Суд РФ, отмечая, что «специфика муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус служащих, который обусловлен содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми к квалификационным требованиям, а также ограничениями, связанными с прохождением муниципальной службы». В контексте формирования законодательных основ единой системы публичной власти, а также тематики настоящей статьи уместно вспомнить и еще одну позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. № 20-П: «Правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти». Несмотря на то что представленная позиция была посвящена вопросам избирательного законодательства, полагаем, что она в равной степени может быть отнесена и к вопросам ограничений и запретов на муниципальной службе, связанных с профилактикой коррупционных правонарушений.

Список литературы

1. Гончарук Н.С. Конфликт интересов как мера противодействия коррупции / Н.С. Гончарук // Государственная власть и местное самоуправление. 2024. № 10. C. 17–19.
2. Крылова Д.В. Использование искусственного интеллекта в вопросах выявления и противодействия коррупции: обзор международного опыта / Д.В. Крылова, А.А. Максименко // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 84. С. 241–255.
3. Трунцевский Ю.В. Об автоматизации антикоррупционного комплаенса в организациях / Ю.В. Трунцевский // Безопасность бизнеса. 2022. № 4. С. 48–54. DOI: 10.18572/2072-3644-2022-4-48-54 EDN: LOGBAQ.

Остальные статьи