Дата публикации: 05.06.2025

О соблюдении органами местного самоуправления правил установления и оценки применения обязательных требований

Аннотация

В статье анализируется степень распространения реформы обязательных требований на нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления. Отмечено, что, несмотря на возможность присутствия в муниципальных нормативных правовых актах обязательных требований, на такие акты не были распространены ни регуляторная гильотина, ни правила установления и оценки применения новых обязательных требований. С учетом выявленного пробела, а также в силу общих признаков обязательных требований автором сделан вывод о целесообразности распространения единых законодательных правил об обязательных требованиях на нормативные правовые акты органов местного самоуправления.




Более трех лет прошло с момента реализации масштабной реформы обязательных требований. Ознакомившись с первыми результатами проведенных мероприятий, возможно говорить об их относительной эффективности в части достижения основной цели реформы: повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности при помощи построения новой, современной, эффективной системы контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.

Однако на всем пути своей реализации реформа сопровождалась определенными полумерами, в том числе по части круга нормативных правовых актов, на которые распространяла свое действие реформа. В этой связи возникает вопрос: «Достигнуто ли положительное воздействие, которое предусматривает реформа обязательных требований в части достижения заявленных ее целей?». Ответ на данный вопрос тесно связан в том числе с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Прежде всего отметим, что основной законодательный акт реализации реформы обязательных требований — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 247-ФЗ) предусмотрел две основных составляющих, направленных на совершенствование системы обязательных требований.

Первая составляющая реформы заключалась в отмене с 01.01.2021 нормативных правовых актов, принятых до 31.12.2024. Данная мера, которая получила в общественности наименование регуляторная гильотина, была призвана исключить устаревшие (излишние, дублирующие, противоречивые) обязательные требования, которые существовали в российском законодательстве с советского периода. Несмотря на декларируемый всеобъемлющий характер, регуляторная гильотина отменила далеко не все нормативные правовые акты, которые содержат обязательные требования. Во-первых, был установлен так называемый белый список нормативных правовых актов, на которые правила регуляторной гильотины не распространялись. Во-вторых, был предусмотрен определенный перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых оценивается соблюдение нормативных правовых актов, подлежащих отмене в процессе реформы. Оба вышеуказанных перечня были установлены Правительством Российской Федерации (распоряжением и постановлением соответственно).

При этом можно заметить, что обозначенные правительственные акты, направленные на реализацию регуляторной гильотины, никак не затронули акты органов местного самоуправления, проверяемые в рамках муниципального контроля. Однако это неудивительно, так как Правительство Российской Федерации, будучи высшим федеральным исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, а также в силу разграничения предметов ведения не должно иметь полномочия по отмене проверяемых в рамках муниципального контроля актов органов местного самоуправления. Вместе с тем это вовсе не значит, что акты органов местного самоуправления не могут содержать обязательные требования (в том числе устаревшие, излишние, дублирующие, противоречивые).

Список литературы

1. Андреечев И.С. Реализация «регуляторной гильотины» на региональном и муниципальном уровнях / И.С. Андреечев // Мониторинг правоприменения. 2021. № 4 (41). С. 21–30.
2. Катаева М.С. Отдельные вопросы осуществления муниципального контроля и законодательство об обязательных требованиях / М.С. Катаева, А.С. Телегин // Административное право и процесс. 2024. № 10. С. 69–72.
3. Кононов П.И. Актуальные проблемы административного права : учебник / П.И. Кононов. Москва : КноРус, 2023. 314 с.
4. Переседов А.М. Об использовании инструментов превенции в контрольной деятельности муниципальных органов / А.М. Переседов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2024. № 4. С. 12–14.
5. Переседов А.М. Ретроспективный анализ института обязательных требований / А.М. Переседов // Административное право и процесс. 2024. № 10. С. 19–23.
6. Сморчкова Л.Н. Развитие административно-правового института обязательных требований / Л.Н. Сморчкова // Административное право и процесс. 2023. № 12. С. 8–11.

Остальные статьи