К проблеме защиты интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданско-правовых отношений
Аннотация
В статье обосновывается, что рассмотрение и разрешение судами общей юрисдикции и арбитражными судами частноправовых конфликтов с участием публично-правовых образований должно осуществляться в рамках специальной процессуальной формы. Участие в спорном материально-правовом отношении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является одним из способов реализации государственного интереса. Это обусловливает необходимость применения в отношении этих дел специальных процессуальных правил защиты. Суд при рассмотрении таких дел должен проявлять более высокую степень процессуальной активности, как это всегда было присуще производству по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 02/2025 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2025-2-2-6 |
Все гражданские права и законные интересы в зависимости от правового статуса участвующих в них лиц можно дифференцировать на частноправовые и публично-правовые.
Субъекты гражданско-правовых отношений поименованы в тексте ст. 2 ГК РФ: это граждане (в том числе иностранные, а также лица без гражданства, которые, по общему правилу, имеют национальный режим), юридические лица и публично-правовые образования.
Стоит обратить внимание, что в ст. 2 ГК РФ не указаны фактические корпорации, а также органы публично-правовых образований и должностные лица. Получается, что, исходя из буквального толкования действующего законодательства, указанные субъекты сами по себе не участвуют в гражданских правоотношениях.
При этом в ст. 2 АПК РФ закреплено, что одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов органов публично-правовых образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 2 ГПК РФ среди субъектов, права и законные интересы которых должен защищать суд, органы публично-правовых образований не названы, но говорится о других лицах, «являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений». Насчет других лиц использована очень широкая формулировка, которая может создать правовую неопределенность при применении данной нормы.