Закисление и потепление морской среды: международно-правовые механизмы реагирования
Аннотация
В статье проводится комплексный анализ правовых мер противодействия закислению и потеплению Мирового океана. Рассматриваются основные нормативные правовые инструменты, включая Конвенцию ООН по морскому праву и Парижское соглашение. Исследуются актуальные данные о масштабах проблемы, анализируется эффективность существующих механизмов регулирования и правоприменительная практика.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 03/2025 |
Страницы | 37-39 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2025-3-37-39 |
Закисление и потепление морской среды – одни из наиболее серьезных экологических вызовов современности, требующих комплексного международно-правового реагирования. По данным МГЭИК, с 1970 г. океан абсорбировал более 90% избыточного тепла и около 30% антропогенного CO₂. Процессы трансформации океанической экосистемы обусловлены как антропогенными (промышленные выбросы, урбанизация, вырубка лесов), так и естественными факторами.
Исследования К. Шукмана и соавторов показывают, что с 1955 г. верхние слои океана нагревались со скоростью 0,06° C за десятилетие, ускорившись до 0,18° C с примерно 1993 г. Особую обеспокоенность вызывает ситуация в малых островных (наименее развитых) странах и развивающихся государствах. Существенно сократились популяции промысловых рыб – показательным примером служит снижение уловов сардины в Перу ориентировочно на 30% вследствие деоксигенации вод. Работы Т.П. Хьюза демонстрируют, что при сохранении текущих темпов потепления к 2050 г. может произойти полная деградация Большого Барьерного рифа.
Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS) заложила фундаментальные основы защиты морской среды. Несмотря на то, что в тексте конвенции отсутствуют прямые упоминания терминов «закисление» или «климатические изменения», ее положения интерпретируются как применимые к современным экологическим вызовам благодаря широким формулировкам основных норм. Статья 192 устанавливает общую обязанность государств по защите и сохранению морской среды. Международный трибунал по морскому праву (ITLOS) в Консультативном заключении по делу о «Запросе Комиссии малых островных государств» 2024 г. существенно расширил толкование этой статьи, указав на обязательство стран предотвращать трансграничный ущерб от климатических изменений.
Статья 194(5) UNCLOS регламентирует необходимость защиты редких и уязвимых экосистем, включая коралловые рифы. Статья 212 UNCLOS налагает обязательства по регулированию атмосферных выбросов, что создает правовую основу для контроля выбросов CO₂. На основании этой статьи ЕС включил требования по мониторингу pH и температуры прибрежных вод в обновленную Директиву о морской стратегии (2008/56/EC).
Современная прецедентная практика демонстрирует эволюцию применения UNCLOS к климатическим вопросам. В деле «Филиппины против Китая» (2016) суд впервые установил прямую связь между экологическим ущербом и климатическими последствиями. Иск Вануату против ЕС и США (2023) расширяет границы применения конвенции, утверждая, что недостаточные климатические цели нарушают, в том числе, ст. 192 и 194 UNCLOS.