Понятие «поверхностный водный объект»: от закона к судебной практике
Аннотация
В статье дан всесторонний научно-теоретический анализ законодательного и судебного определений «поверхностный водный объект». Выявлены основные природные и дополнительные формальные признаки таких водных объектов, а также их иерархическая взаимосвязь. Исходя из судебной практики показано, что отсутствие формальных сведений о спорном водном объекте, доказательства природных характеристик, полученных в результате экспертиз, являются достаточными для признания водного объекта существующим. Отсутствие законодательного определения прудов восполняется судебными определениями критериев их идентификации, смысл которых не получил достаточного толкования судами. Устранение правовых неопределенностей будет способствовать снижению конфликтности водных и земельных правоотношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 03/2025 |
Страницы | 9-14 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2025-3-9-14 |
Природные объекты являются ключевым системообразующим элементом природоресурсных правоотношений. Именно природные объекты в их многообразии очерчивают границы природоресурсных отраслей права, объединяют правовые нормы в единый механизм, предназначенный для достижения поставленных законом целей. Легальные дефиниции природных объектов тем самым становятся исходной правовой основой для последующего построения всей системы правового регулирования, определения места закона в системе законодательства.
Формирование легальных определений природных объектов происходит в соответствии со сложившимися и признанными общей теорией права закономерностями, следование которых способно обеспечить наиболее высокий уровень правотворчества. В частности, наименование природного объекта должно быть общепринятым, понятным и простым, отражать содержание обозначаемого правового явления. Легальные определения используемого понятия должны максимально полным образом отражать сущность реально существующего материального предмета или явления, в том числе путем указания на признаки и составные элементы этого понятия по правилам формальной логики. Формирование определений носит динамичный характер, и по мере углубления знаний о социальном явлении и объективной действительности происходит адаптация понятий применительно к изменившимся потребностям нормативного правового регулирования и уже существующим правовым реалиям, устранение между ними всякого противоречия, оказывающего негативное воздействие на формирование права.
Легальные определения природных объектов для их последующего эффективного использования при реализации и применении закона должны учитывать в той или иной степени их неправовую специфику, выявляемую естественно-научными, географическими и техническими знаниями. Отражение даже концентрированного смысла этих знаний в лаконичном юридическом определении природного объекта в полной мере не всегда возможно, труднодостижимо или даже вредно. Перенасыщение нормы-определения неправовой терминологией и формулировками способно привести к росту правовой неопределенности, появлению неоднозначных толкований и возрастанию конфликтности правоотношений. Избежать такие последствия позволяют вспомогательные акты – методические рекомендации, нормативные технические документы, к примеру, некоторые ГОСТы, в которых неюридическим языком отражены дополнительные природные признаки понятия, позволяющие установить прямую связь правового явления и реально существующего материального объекта. Не последнюю роль играют и так называемые доктринальные (научные) определения или определения природных объектов, выработанные наукой, которой, «как правило, создается полное понятие», содержащее все существенные свойства описываемого явления.
Указание в определении на объективные естественные параметры и признаки природного объекта является основополагающим элементом правовой дефиниции. Эти признаки служат основой для выявления природных объектов, их индивидуализации, отграничения от товарно-материальных ценностей и других природных объектов, придания им статуса объекта природоресурсных правоотношений.
В дополнение к объективным параметрам и признакам природных объектов их легализация как объектов природоресурсных отношений производится с помощью дополнительных формально признаваемых показателей. Это могут быть перечни видов того или иного природного объекта (охотничьи ресурсы в составе животного мира, виды водных объектов), установленные законом, сведения о природном объекте, его границах и местоположении в документах государственного учета (государственные реестры и кадастры), сведения о природном объекте в информационных источниках (данные мониторинга, картографические материалы, фонд данных о состоянии окружающей среды), сведения о регистрации прав на природные объекты, ссылки на нормы подзаконных актов, раскрывающих смысл названного в законе формального признака природного объекта (береговая линия поверхностного водного объекта).