Дата публикации: 11.06.2025

Прогноз развития института принудительных работ в среднесрочной перспективе

Аннотация

В статье проводится анализ динамики сокращения числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, а также роста количества осужденных к такому виду уголовного наказания, как принудительные работы. Выполненное исследование позволяет составить прогноз численности осужденных к указанному виду уголовного наказания на среднесрочную перспективу. Основываясь на данных, полученных в ходе научной работы, проведенной сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России, авторы спрогнозировали прирост количества осужденных к принудительным работам до 100 тыс. человек к 2030 г. На данный вывод повлияло наличие ряда факторов, позволяющих спрогнозировать оптимистический сценарий замены лишения свободы на альтернативный вид наказания — принудительные работы.




В первую четверть XXI в. в эпоху гуманизации уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) внимание законодателя обращено на «очеловечивание» системы, когда в приоритете, прежде всего, человек, его интересы, права и свободы. Очевидно, столь масштабный проект нельзя реализовать в формате культивирования взаимоотношений беспрекословного доминирования сотрудника над осужденным в процессе исправления последнего. На фоне стремительных преобразований в обществе, когда ощущается разительная разница социума начала 2000-х, 2010-х и двадцатых годов нынешнего века, реалии сегодняшнего времени требуют от УИС «освобождения от узковедомственных интересов», переориентации на потребности и запросы общества и, в первую очередь, гражданина. Дополнительный импульс этому прогрессу придало принятое в 2011 г. решение о замене уголовного наказания в виде лишения свободы на альтернативный вид – принудительные работы с законодательно закрепленным механизмом воплощения (ст. 53.1 УК РФ и гл. 8.1 УИК РФ) и с отсрочкой к реализации на 1 января 2017 г. К сожалению, за период реализации указанного вида наказания, вследствие трансформации современных социальных реалий, были выявлены определенные сложности, исследованные в научных изысканиях С.Е. Бодрых, А.В. Бриллиантовой, Ю.А. Варламовой, А.Ш. Габараева, А.В. Ксьонжик и других, а разрешение спорных моментов – в разъясняющих актах.

Известно, что законодатель позиционирует принудительные работы как альтернативу назначения наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые и только когда данный вид наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ. Так, в силу ч. 2 ст. 53.1 УК РФ, если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются. Вместе с тем в ст. 44 УК РФ принудительные работы обозначены в качестве самостоятельного вида наказания.

Примечательно, но за последнее время наблюдается тенденция увеличения количества назначенных судами приговоров к принудительным работам, на что обратил внимание министр юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко на прошедшей в 2024 г. коллегии Федеральной службы исполнения наказаний, отметив при этом, что в период с 2020 по 2023 гг. количество таких приговоров увеличилось в 5 раз, более того, «…этот показатель продолжает расти».

Безусловно, в эпоху реформирования УИС фраза «продолжает расти» должна обрести более конкретные цифры (данные), что позволит смоделировать будущую деятельность исправительных учреждений, их количество и наполняемость, спланировать дальнейшую деятельность и бюджет ФСИН России. Помимо этого важной составляющей здесь является фактор занятости данной категории осужденных в трудовой сфере, что играет ключевую роль не только в формировании компетенций лиц и их трудоустройства, но и на экономику того или иного региона, что также следует учитывать при прогнозировании проведения социально-экономических преобразований.

Соответственно, для более детального исследования поднятого вопроса мы прибегнем к судебной статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, согласно которой за последние 5 лет (с 2019 по 2023 гг.) наблюдается сокращение числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности (с 2019 г. по сравнению с 2023 г. их количество сократилось с 597 441 чел. до 555 743 чел.), что наглядно отображено в таблице 1.

Список литературы

1. Артеменко Н.В. Принудительные работы в системе уголовных наказаний: неиспользованные возможности / Н.В. Артеменко, Н.Г. Шимбарева // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 498. С. 199–208.
2. Лоскутова А.В. Уголовно-исполнительная система как социальный институт / А.В. Лоскутова, Н.И. Петренко // Марийский юридический вестник. 2016. № 1 (16). С. 15–17.
3. Непомнящая Т.В. Проблемы назначения принудительных работ / Т.В. Непомнящая // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 3 (56). С. 148–152.
4. Селиверстов В.И. Принудительные работы: перспективы, пределы и риски развития / В.И. Селиверстов // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18. № 1 (65). С. 43–50.
5. Худадатов Э.А. Прогнозирование численности осужденных / Э.А. Худадатов // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Воронеж, 20 мая 2021 г.) : сборник научных статей. Воронеж : Научная

Остальные статьи