Межотраслевые связи гражданского и экологического права и их влияние на зеленую экономику
Аннотация
Автор исследует формы взаимодействия норм гражданского и экологического права применительно к задачам перехода России к зеленой экономике. Такой переход не предполагает технологических прорывов, а предполагает постепенную экологизацию хозяйственной и иной деятельности. Это повлечет изменения в договорном праве, возмещение экологического вреда, приведет к новым ограничениям прав собственников и способам защиты прав потребителей.
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 03/2025 |
Страницы | 43-46 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2025-3-43-46 |
Переход от сегодняшней «коричневой» (экологически грязной) к зеленой экономике является одной из самых обсуждаемых тем в мировой и российской экономической и юридической науках. Данный переход не предполагает в качестве своего обязательного условия осуществления каких-то грандиозных технологических или иных прорывов. Все имеющиеся международные документы и российские правовые акты говорят о том, что нам предстоят постепенная экологизация всех секторов общественной жизни, плавное ужесточение экологических требований при условии формирования дополнительных стимулов для граждан и бизнеса. В этих условиях основное место в правовом регулировании такого перехода займут нормы гражданского и экологического права.
Точки их пересечения и будут рассмотрены нами далее. Однако сначала необходимо остановиться на самом понятии зеленой экономики. Несмотря на ее упоминания в различных международных актах, в российском гражданском и экологическом законодательстве, данная категория проработана слабо (например, в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) есть упоминания устойчивого развития, однако зеленая экономика не упоминается ни разу). Этот термин часто встречается в документах стратегического социально-экономического развития субъектов РФ; также следует упомянуть и Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации»; заметим, что постановление посвящено не концепции зеленой экономики как таковой, а лишь зеленым критериям отдельных проектов «зеленого развития».
В этой ситуации вопрос о понятии и направлениях развития зеленой экономики перешел в доктринальную сферу, и по нему было высказано несколько интересных точек зрения. Так, А.Я. Рыженков отмечает, что зеленая экономика — «это новая экономико-правовая концепция, предполагающая использование не только правовых запретов и ограничений, но и экономических стимулов для повышения эффективности использования природных ресурсов, развития технологий, роста природоохранных инвестиций, что обеспечит снижение антропогенного давления на состояние мировых экосистем и обеспечит рост благосостояния граждан». По мнению Ч.У. Чотоновой, «зеленая экономика — это экономика, обеспечивающая устойчивый экономический рост, c нулевым уровнем выбросов углерода, в то же время всесторонне рассматривающая вопросы социального равенства». Н.В. Федько, в свою очередь, считает зеленую экономику инструментом, позволяющим идти к более эффективному производству и потреблению на национальном уровне «путем включения вопросов окружающей среды в процесс принятия решений в соответствии с глобальными целями в области устойчивого развития». Авторами названы методологические подходы к определению зеленой экономики, что совершенно обоснованно. Следующий этап исследования — изучение конкретного правоприменения при переходе к зеленой экономике. Это в полной мере удалось авторам коллективной монографии.
На наш взгляд, гражданское право, являясь основой регулирования имущественных и личных неимущественных отношений, должно сыграть ключевую роль в правовом обеспечении перехода к зеленой экономике как минимум по четырем направлениям: посредством развития договорного права до статуса относительно самостоятельного экологического договора; дополнением существующей конструкции возмещения экологического вреда; установлением новых экологических ограничений прав собственников; защите прав потребителей.
1. Договор как основное средство регулирования отношений по переходу к зеленой экономике. Именно через договоры устанавливаются предмет, права и обязанности сторон в экологически значимых отношениях. Договоры являются инструментом реализации экологической политики государства, стимулируют внедрение экологических технологий и способствуют устойчивому развитию. Появление новых общественных отношений по переходу к зеленой экономике требует адекватного правового регулирования с особым публичным (экологическим) интересом по своей природе. Гражданско-правовые договоры отличает иной публичный интерес, и этой гражданско-правовой конструкции недостаточно для регулирования новых общественных (экономических) отношений.