Дата публикации: 11.06.2025

Корпоративная социальная ответственность бизнеса в сфере охраны труда

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы корпоративной социальной ответственности бизнеса, ее соотношение с принципами устойчивого развития ESG. Отдельно затрагивается вопрос реализации мер корпоративной социальной ответственности при обеспечении безопасных условий труда и требований охраны труда. В статье приводятся конкретные примеры реализации названных мер, а также поднимаются проблемы, которые могут возникнуть у организаций при их выполнении.




Идея корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнеса становится все более популярной в последнее время. Ее основоположником считается профессор Иллинойского университета США Говард Боуэн, опубликовавший в 1953 г. монографию «Социальная ответственность бизнесменов» (Social Responsibilities of the Businessman), в которой определил корпоративную социальную ответственность как «обязательство бизнесменов проводить такую политику, чтобы ее выполнение было направлено на деятельность, желательную с точки зрения целей и ценностей всего общества».

В дальнейшем концепция социальной ответственности бизнеса продолжила свое развитие с учетом экономической, политической и правовой ситуации в обществе. Вследствие чего, по мнению Завьяловой Е.Б., сформировались три основных подхода к КСО: теория корпоративного эгоизма, теория корпоративного альтруизма и компромиссные теории.

На сегодняшний день корпоративная социальная ответственность развивается под влиянием концепции устойчивого развития компаний и стандартов (принципов) ESG, базирующихся одновременно на трех основных составляющих: экологической, социальной и корпоративной. Данная идея была впервые сформулирована Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в 2004 г., призвавшим включить принципы экологичности, социальной ориентированности и качества корпоративного управления в стратегии развития бизнеса. Who cares wins (англ. — «неравнодушный побеждает») — именно так было озаглавлено обращение, в котором говорилось о том, что задачи дальнейшего роста мировой экономики вступили в противоречие с климатическими и социальными вызовами современности.

ESG (Environmental, Social, Governance) principles — принципы деятельности компании, основанные на бережном отношении к окружающей среде и ее защите, создании и реализации благоприятных социальных условий, ответственном и добросовестном отношении к сотрудникам и клиентам, а также на надлежащем корпоративном управлении. Предполагается, что данные принципы должны реализовываться неразделимо, но каждая организация определяет самостоятельно, что является для нее первичным.

Концепция ESG применима к представителям всех сегментов рынка, начиная от государственного сектора и крупных производителей, заканчивая малым бизнесом в сфере услуг и продажи товара. В информационном письме Банка России от 16 декабря 2021 г. № ИН-06-28/96 «О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития» отмечено, что учет публичными акционерными обществам ESG-факторов, вопросов, связанных с воздействием общества на окружающую среду, социальную сферу и экономику, анализируется инвесторами, придерживающимися принципов ответственного инвестирования, оценивается с точки зрения способности общества к созданию долгосрочной стоимости и может влиять на инвестиционную привлекательность ценных бумаг общества. В дальнейшем Банк России активно поддерживал идею о необходимости интеграции ESG-факторов в практику организаций, созданных в различных организационно-правовых формах. При этом отмечается, что кредитным и некредитным финансовым организациям отводится существенная роль в названном вопросе, так как именно они активно взаимодействуют как с организациями из различных секторов экономики, так и с населением страны. Вышеуказанное подразумевает, что финансовые организации должны принимать решения в рамках своей деятельности с учетом вопросов устойчивого развития, а также факторов, связанных с окружающей средой, обществом (социальных) и корпоративным управлением.

Список литературы

1. Благодир А.Л. Корпоративная социальная ответственность — новое направление в развитии социального партнерства / А.Л. Благодир // Трудовое право в России и за рубежом. 2024. № 1. С. 18–21.
2. Завьялова Е.Б. Корпоративная социальная ответственность: эволюция подходов и идей / Е.Б. Завьялова // Финансовый бизнес. 2018. № 2 (193). С. 26–31.
3. Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman / H.R. Bowen. N.Y.: Harper & Row, 1953. 276 p.

Остальные статьи