Особенности осуществления и защиты интеллектуальных прав несовершеннолетних в цифровой среде
Аннотация
Интеллектуальная деятельность в цифровой среде охватывает различные стороны современной жизни несовершеннолетних. Развитие цифровых технологий актуализирует такие важные вопросы, как значимость результатов интеллектуальной деятельности несовершеннолетних и необходимость оперативной организации новых форм и методов их защиты в цифровой среде. В рамках настоящей статьи рассматриваются актуальные вопросы, связанные с особенностями правового регулирования защиты интеллектуальных прав несовершеннолетних в цифровой среде.
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 03/2025 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2025-3-2-5 |
Наиболее творческим временем является детство — это время, когда формируются важные ценности и качества личности. Дети обладают способностями рассматривать ситуации и проблемы с нестандартных позиций, отличающихся от подходов, которые свойственны взрослому человеку, и поэтому зачастую могут находить нетрадиционные новаторские решения. Именно в детском возрасте одаренные несовершеннолетние, которые активно вовлечены в различные творческие процессы, создают наиболее значимые произведения и наравне со взрослыми становятся авторами результатов интеллектуальной деятельности, будь то произведения литературы, искусства науки, изобретения и др.
Наиболее древнее детское изобретение XXVII в. до нашей эры, известное из истории, принадлежит китайской девочке, которой пришла идея, как изготовить шелк. Дети-изобретатели отмечаются такими изобретениями, как грузовик-самосвал, шрифт для слепых, зубная щетка для космонавтов, снегоход, первая вычислительная машина и мн. др., необходимыми и широко используемыми в современной деятельности общества. В работе А.В. Ермакова приводятся сведения, что наиболее значимые произведения таких художников, как Сальвадор Дали, Валентин Серов, Пабло Пикассо, Джон Эверетт Милле, Амедео Модильяни, Микеланджело Буонарроти, написаны ими в детском возрасте.
Бурное развитие цифровых технологий одновременно актуализирует такие важные вопросы, как значимость результатов интеллектуальной деятельности несовершеннолетних и необходимость оперативной организации новых форм и методов их защиты в цифровой среде. Интеллектуальная деятельность в цифровой среде охватывает различные стороны современной жизни несовершеннолетних, включая образование, творчество, социальные взаимодействия и развитие критического мышления. Цифровая среда предоставляет несовершеннолетним доступ к огромному объему информации и образовательных ресурсов. Онлайн-курсы, видеоуроки и образовательные платформы позволяют углублять знания и развивать навыки в различных областях. С развитием цифровых технологий у детей появилось еще больше способов и возможностей по созданию произведений и иных результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД) в цифровой среде.
Авторские права — это юридическая концепция, которая охватывает права авторов на их произведения. В цифровую эпоху, когда контент может быть легко скопирован и распространен, защита авторских прав становится особенно важной. Для несовершеннолетних авторов, создающих музыку, искусство и литературу и иные РИД, понимание своих прав и способов их защиты — это не только вопрос безопасности, но и способ поддерживать творчество и самовыражение.
В этой связи в последние годы все чаще поднимаются вопросы осуществления и защиты интеллектуальных прав несовершеннолетних в цифровой среде.