Формирование правовой культуры несовершеннолетних обучающихся: проблемы и пути решения
Аннотация
Автором рассматриваются вопросы формирования правовой культуры обучающихся. Сделан вывод о том, что современная информационная среда имеет негативное влияние на правосознание обучающихся. В статье отмечается важность преодоления правового нигилизма с одновременным повышением уровня правовой культуры общества. Обосновывается необходимость принятия дополнительных правовых и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы по правовому просвещению и правовому информированию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 02/2025 |
Страницы | 21-25 |
DOI | 10.18572/2072-3695-2025-2-21-25 |
Современные дети живут в век информационных технологий, их основными увлечениями являются общение в социальных сетях, просмотр видео и онлайн-игры.
При этом качество информации в интернет-пространстве вызывает обоснованное беспокойство. Так, только в 2024 г. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций удалила или заблокировала почти 800 тыс. запрещенных в Российской Федерации материалов, что почти на 20% больше, чем в 2023 г. Среди них информация об азартных играх (252,6 тыс. материалов), пронаркотический контент (111,6 тыс.), контент экстремистского и террористического характера (42,6 тыс.).
Новая цифровая реальность диктует пользователям свои жесткие условия: успешность начинает оцениваться по количеству подписчиков и просмотров. На первое место выходит умение привлечь внимание к своей персоне любыми, в том числе незаконными, способами. Так, многие помнят скандальное видео блогера, на котором он бросает двухмесячного ребенка в снег, которое было сделано именно с целью увеличения просмотров и расширения аудитории подписчиков.
Нередко в социальных сетях размещаются видеоматериалы, демонстрирующие агрессивное поведение несовершеннолетних и в отношении них, драки между детьми, избиение детей, хулиганские действия, способные возбудить интерес несовершеннолетних к совершению противоправных действий, спровоцировать агрессию, сформировать ошибочное представление о их безнаказанности, побудить детей к совершению действий, представляющих угрозу как их жизни и здоровью, так и жизни и здоровью других лиц, наглядно демонстрирующие способы причинения вреда другим лицам.
Растут риски распространения информации, которая не соответствует действительности. Дезинформацией пользуются и цифровые мошенники, и инициаторы массовых беспорядков. Технологию замены изображения с использованием искусственного интеллекта используют при создании сцен унижения и порнографических роликов, в том числе с целью мести. Любой, кто выкладывает свои фото и видео в сеть «Интернет», может стать жертвой травли и преследования.