Дата публикации: 11.06.2025

Цифровая трансформация государственного управления в Российской Федерации: особенности совершенствования законодательства о защите персональных данных

Аннотация

Статья рассматривает недавние изменения в российском законодательстве, которое регулирует защиту персональных данных. Формирование эффективной и непротиворечивой правовой системы защиты информации о физических лицах должно быть одним из основных стратегических приоритетов государственной информационной политики. Для более эффективной работы правовых механизмов, регулирующих оборот и защиту персональных данных, необходимо также уделять внимание и повышению прозрачности для владельцев личной информации ее обработки и передачи, выработать подходы к вопросу выплат компенсаций пострадавшим от утечек таких данных. Этот подход позволит повысить качество и эффективность правовой защиты персональных данных. Повышение информационной безопасности рассматриваемой области положительным образом скажется на улучшении эффективности государственного управления.




Автоматизированная обработка персональных данных и использование сети Интернет привели к тому, что доступ к ним злоумышленников упростился. В связи с этим участились атаки на информационную инфраструктуру, в том числе с целью завладения информацией о гражданах, вопрос их правовой защиты должен являться одним из приоритетов государственной информационной политики. Это обусловлено исключительной ценностью для государства сведений о физических лицах, а также чувствительностью такой информации к утечкам.

По мнению иностранных исследователей, пандемия COVID-19 стала тем фактором, который ускорил цифровизацию не только бизнеса, но и государства, кроме этого, в своих работах они отмечают, что вынужденная цифровизация повлияла на отношение властей к применению новых технологий в государственном управлении. Еще одним вопросом, который зарубежные авторы рассматривают в своих научных работах, является проблема роста объемов сбора медицинских данных физических лиц из-за использования цифровых технологий во время пандемии COVID-19. Это вызвало множество научных дискуссий относительно правового режима собираемой информации как за границей, так и в нашей стране.

Как было сказано выше, новые технологии в значительной мере повлияли и на государственное управление, цифровизация которого по многим направлениям в последние годы все сильнее набирает обороты, что несет в себе различные риски, о чем пишут в своих работах отечественные юристы-исследователи. Так же они отмечают, что информационная безопасность должна стать важным приоритетом информационной политики государства, кроме этого, в некоторых научных изысканиях указывается на недостаточность проработки вопросов, связанных с цифровой трансформацией и на уровне бизнеса, по причине возникающих сложностей с саморегулированием. Цель настоящего исследования, выявить направления и особенности изменения правового регулирования оборота персональных данных за последние годы.

Говоря об информационной безопасности государственных органов в контексте цифровизации, нужно упомянуть о том, что этот вопрос в своих работах поднимают многие отечественные правоведы, Т.А.Полякова в своих исследованиях пишет, «Также краткосрочным мероприятием по совершенствованию регуляторной среды обеспечения информационной безопасности является утверждение требований к устойчивости и безопасности сетей связи и оборудования органов государственной власти». Таким образом цифровизация государственного управления требует всестороннего подхода, и адаптации действующего законодательства к изменениям в общественных отношениях.

Эффективность государственного управления зависит от множества различных факторов, но основополагающим и одним из ключевых является то, сможет ли государство выстроить хорошо работающий непротиворечивый механизм оборота и защиты персональных данных и осуществить трансформацию права. Вот что об этом пишет А.А. Тедеев: «Возникает вопрос уже не о поиске юридических конструкций, которые бы позволили эффективно регламентировать отдельные особенности регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений, частично происходящих в киберпространстве (или отягощенных существенными информационными элементами), а о полной трансформации самих таких регулируемых общественных отношений, а значит, и внутренней организации, соответствующей новым вызовам системы права». Важной особенностью такой трансформации права должен быть баланс между интересами государства и соблюдением прав граждан, особенно это относится к конституционным правам.

Список литературы

1. Антонова В.В. Проблемы и решения правового регулирования защиты персональных данных / В.В. Антонова // Учет и контроль. 2022. № 3. С. 15–17.
2. Бочарникова А.Д. Модернизация государственного управления в условиях цифровизации общества / А.Д. Бочарникова // 25 лет конституционного развития России и проблемы государственного управления : материалы межвузовской научно-практической конференции (г. Кр
3. Гринько С.Д. Противодействие посягательствам на информационную безопасность / С.Д. Гринько // Право и государство: теория и практика. 2020. № 3 (183). С. 246–249.
4. Зубарев С.М. Правовые риски цифровизации государственного управления / С.М. Зубарев // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6 (115). С. 23–32.
5. Корецкий А.С. Управление процессами трансформации предприятия в условиях цифровой экономики / А.С. Корецкий // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2021. № 1. С. 48–63.
6. Кудина М.В. Теории и практики государственного управления в современных условиях (итоги работы секции ежегодной научной конференции «Ломоносовские чтения» в 2021 г.) / М.В. Кудина, К.А. Ишеков, И.Н. Ленков // Вестник Московского университета. Серия 21: Уп
7. Николаева К.С. Цифровизация государственного управления как условие снижения транзакционных издержек в сфере публичного управления / К.С. Николаева // Современный город: власть, управление, экономика. 2021. Т. 1. С. 40–47.
8. Панина О.В. Выявление направлений совершенствования государственного управления за счет цифровизации государственного управления / О.В. Панина, Н.Л. Красюкова, А.Н. Дорофеев [и др.] // Цифровизация государственного управления. Москва : Прометей, 2023. С.
9. Полякова Т.А. Информационная безопасность через призму национального проекта «цифровая экономика»: правовые проблемы и векторы решений / Т.А. Полякова, И.С. Бойченко // Право и государство: теория и практика. 2019. № 2 (170). С. 97–100.
10. Тедеев А.А. К вопросу о трансформации системы права в условиях развития информационно-коммуникационных технологий: постановка проблемы / А.А. Тедеев // Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право : сборник научных трудов /
11. Amankwah-Amoah, J. COVID-19 and digitalization: The great acceleration / J. Amankwah-Amoah // Journal of Business Research. 2021. Vol. 136. P. 602–611. DOI: 10.1016/j.jbusres.2021.08.011
12. Barrutia, J.M. Effect of the COVID-19 pandemic on public managers’ attitudes toward digital transformation / J.M. Barrutia // Technology in Society. 2021. Vol. 67. P. 101776. DOI: 10.1016/j.techsoc.2021.101776
13. Moser-Plautz, B. Digital government transformation as an organizational response to the COVID-19 pandemic / B. Moser-Plautz // Government Information Quarterly. 2023. Vol. 30. P. 101815. DOI: 10.1016/j.giq.2023.101815

Остальные статьи