Объекты культурного наследия как часть культурного кода региона: некоторые аспекты правового регулирования
Аннотация
В работе рассматриваются вопросы правового регулирования объектов культурного наследия как на федеральном уровне, так и на региональном. Исследованы некоторые аспекты становления и развития законодательства, регламентирующего сферу культуры в части, относящейся к категории объектов культурного наследия. Анализируются программы развития и совершенствования законодательства, затрагивающего сферу объектов культурного наследия. Исследованы практические аспекты преобразования сферы культуры, в частности объектов культурного наследия.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 06/2025 |
Страницы | 21-24 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-6-21-24 |
Категория объектов культурного наследия, ввиду безусловной значимости в жизни и развитии страны, приобретает особую актуальность в связи с обращением государства и общества в последние годы к культурным истокам и традиционным ценностям. Безусловно, правовая регламентация данного вопроса была разработана и сформирована достаточно давно, однако пристальное внимание общественности к этой теме, к сожалению, наблюдается относительно непродолжительный период времени.
Объекты культурного наследия являются сущностной составляющей сферы культуры, посредством которой находят свое отражение в Конституции Российской Федерации (далее — Конституция). Так, ст. 44 Конституции закрепляет право граждан на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям. Также в данной статье подчеркивается, что «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Примечательно, что данная норма была установлена в первоначальной редакции Конституции и не претерпевала изменений более 30 лет. Законодатель особым образом подчеркивает важнейшую роль культуры и то место, которое ей отводит: «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством» (ст. 68). Важно подчеркнуть, что данная формулировка получила свое выражение впервые благодаря закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ. Трудно представить больший пиетет, с которым можно было бы выразить свое отношение к этому важнейшему явлению. Подобное закрепление, конечно, находит положительную оценку, поскольку задает особый тон всей законодательной практике российского государства.
Несмотря на то, что объекты культурного наследия можно считать важной составляющей культуры в целом, как упоминалось ранее, все же законодатель обособляет данную категорию и упорядочивает правоотношения по данному кругу вопросов в отдельном федеральном законе — Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 73). Это представляется целесообразным отчасти потому, что «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее — закон о культуре), утвержденные еще в 1992 г., носят преимущественно общий характер и «объекты культурного наследия» упоминаются эпизодически, их правовая регламентация в силу объективных причин не носит комплексного характера в данном нормативном акте. Кроме того, закон о культуре не раскрывает понятие объектов культурного наследия, хотя даны близкие понятия «культурное наследие народов Российской Федерации» и «культурное достояние народов Российской Федерации». Нельзя не отметить, что, несмотря на явную необходимость в выделении в отдельный нормативный акт положений, связанных с объектами культурного наследия, это произошло лишь по истечении 10 лет с момента принятия закона о культуре.
Федеральный закон № 73 достаточно подробно характеризует объекты культурного наследия, детализируя, в частности, некоторые их виды. Действующая на сегодняшний день редакция, в отличие от первоначальной, рассматриваемого Федерального закона также к числу объектов культурного наследия относит объекты археологического наследия и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, раскрывая сущностные черты некоторых элементов из области археологического понимания. Статья 3.1 закрепляет понятие территории объекта культурного наследия, его границы. Подобное правовое уточнение, дополнившее Федеральный закон № 73, объясняется большим количеством судебных споров, имевших место до уточнения данного аспекта законодателем. Но вышеупомянутый нормативно-правовой акт не лишен, к сожалению, и многих недостатков. Так, некоторые исследователи отмечают в нем превалирование бланкетных норм, что требует принятия необходимых подзаконных актов, а в противном случае их отсутствие делает невозможным применение указанного федерального закона.