Юридическая ответственность государственных (муниципальных) заказчиков при размещении государственного (муниципального) заказа и осуществлении закупок
Аннотация
В работе автор анализирует систему контроля и виды юридической ответственности в сфере закупок, к которой привлекаются государственные (муниципальные) заказчики при размещении и осуществлении закупок.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 06/2025 |
Страницы | 16-20 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-6-16-20 |
Юридическая ответственность государственных (муниципальных) заказчиков при размещении государственного (муниципального) заказа — это вопрос, охватывающий административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
В отношении участников закупок по 44-ФЗ (заказчики, контрактные службы, комиссии и др.) осуществляется контроль. Контроль регулируется 44-ФЗ, 223-ФЗ, КоАП РФ, Бюджетным кодексом, постановлениями Правительства РФ, приказами и методическими рекомендациями ФАС, актами Счетной палаты РФ, региональными и муниципальными актами, а также внутренними актами заказчиков.
На федеральном уровне надзор за госзакупками осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, внебюджетные фонды, контрольные органы по гособоронзаказу. На уровне субъектов — органы исполнительной власти субъектов РФ. На местном уровне — органы местного самоуправления и структуры внутреннего финансового контроля. Контроль в рамках 44-ФЗ распространяется на всех участников закупок. Проверки проводятся планово и внепланово. Финорганы контролируют объемы обеспечения закупок на разных этапах. Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования к контролю, который может быть передан органу казначейского обслуживания.
Контроль в государственных и муниципальных закупках направлен на предотвращение коррупции, недобросовестного поведения участников закупок и нецелевого использования ресурсов. Это важно для достижения максимальной экономической и социальной выгоды от закупочной деятельности.
Контрольные органы в сфере закупок действуют в рамках установленных законодательством ограничений по частоте проведения проверок. Эти ограничения закреплены в ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Они направлены на обеспечение баланса между необходимостью контроля и минимизацией административной нагрузки на участников закупочного процесса.