Дата публикации: 11.06.2025

Распространение реформы обязательных требований на акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Аннотация

Статья посвящена изучению степени влияния реформы обязательных требований, предназначенной для сокращения административного давления на бизнес, на акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По результатам изучения выявлено, что обновленное федеральное законодательство, предусматривающее условия установления и оценки применения для обязательных требований (требования к требованиям), так и не было распространено на региональные и муниципальные акты. С учетом критики данного ограничительного подхода автором приведены аргументы в пользу того, что муниципальные, региональные и федеральные обязательные требования имеют общую правовую природу, а следовательно, в отношении таких требований должно быть предусмотрено единообразное законодательное регулирование.




В 2020 г. была реализована масштабная реформа в сфере государственного управления, призванная обеспечить повышение эффективности и результативности государственной деятельности в целом и контроля (надзора) в частности. Начало реформы было положено в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России, по итогам которого был утвержден Перечень поручений от 26 февраля 2019 г. № Пр-294 (далее — поручение № Пр-294), в соответствии с которым Правительству Российской Федерации при участии бизнеса поручено обеспечить отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении контроля (надзора), и введение в действие норм, содержащих актуализированные требования.

Однако необходимость установления норм, которые бы препятствовали росту необоснованного административного давления на бизнес, впервые была обозначена не в поручении № Пр-294, а в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее — Указ № 601), в соответствии с которым Правительству Российской Федерации поручено обеспечить реализацию мероприятий, направленных на совершенствование института оценки регулирующего воздействия в отношении всех без исключения проектов нормативных правовых актов, в том числе муниципальных. Указом № 601 также предусматривалось обеспечить развитие в субъектах Российской Федерации процедур оценки регулирующего воздействия, а также экспертизы уже действующих нормативных правовых актов, имея в виду проведение таких процедур в отношении, в том числе, органов местного самоуправления — с 2015 г. Таким образом, уже с 2015 г. предполагалось установить единые условия принятия нормативных правовых актов для всех органов публичной власти. Вместе с тем Указ № 601 формально не повлек пересмотра законодательства и установления новых правил для всех обязательных требований (требований к требованиям). Исключением является введение в 2012 г. обязанности для федеральных органов исполнительной власти проходить процедуру оценки регулирующего воздействия.

Поручение № Пр-294, в свою очередь, послужило основанием для проведения реформы обязательных требований, действие которой формально должно было быть распространено на все нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования. Данная реформа была реализована при помощи двух составляющих: 1) отмены всех нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (реформы «регуляторной гильотины»); 2) разработки правил установления и оценки применения для новых обязательных требований.

Однако насколько данная реформа коснулась нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней? Прояснение ответа на данный вопрос позволит установить действительную область распространения реформы обязательных требований и, как следствие, определить ее эффективность и результативность в вопросе сокращения избыточного государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Список литературы

1. Летуновский В.В. Некоторые проблемы реализации мероприятий «регуляторной гильотины» / В.В. Летуновский, А.А. Агеев // Административное право и процесс. 2021. № 1. С. 34–42.
2. Переседов А.М. Об использовании инструментов превенции в контрольной деятельности муниципальных органов / А.М. Переседов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2024. № 4. С. 12–14.
3. Румак В.Б. Регуляторную гильотину нельзя ставить во главу угла в административной реформе [Интервью с П.В. Крашенинниковым] / В.Б. Румак // Закон. 2020. № 6. С. 8–12.

Остальные статьи