Объекты и субъекты правоотношений в виртуальных мирах
Аннотация
В статье предложена авторская точка зрения об объектах и субъектах правоотношений в виртуальных мирах, раскрыта сущность и специфика виртуальных миров, предложены суждения зарубежных и российских авторов об объектах виртуальных миров, интеллектуальной собственности, цифровой идентичности, виртуальном имуществе, высказаны суждения о субъектах отношений в виртуальных мирах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 06/2025 |
Страницы | 47-54 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-6-47-54 |
Виртуальные миры – новая реальность XXI в., объединяющая сложные кибернетические системы, цифровые технологии, социальные взаимодействия и алгоритмическое управление со своей технофилософией. Технологии дополненной и смешанной реальности интегрируют виртуальные объекты в физическое пространство, создавая новую гибридную реальность.
Особенность виртуальных миров заключается в их двойственной природе. С одной стороны – это программный код, с другой – среда со своими законами, правилами и социальными взаимодействиями, где осуществляют коммуникацию пользователи. Виртуальные миры – это целиком созданные человеком среды, их существование зависит от функционирования компьютерных систем. Технологии VR (виртуальной реальности), AR (дополненной реальности), MR (смешанной реальности), XR (расширенной реальности) позволяют пользователям погружаться в цифровую среду и взаимодействовать между собой на сенсорном уровне. В виртуальных мирах может существовать собственная экономика, основанная на виртуальной валюте, торговле виртуальными предметами и услугами. Миры управляются определенными правилами, которые устанавливаются разработчиками или формируются самими пользователями.
Виртуальные миры наполнены процессами и явлениями, расширяющими реальность новым измерением, которое постоянно развивается и взаимодействует с физическим миром. В этой связи возникают вопросы об объектах и субъектах отношений, возникающих в виртуальных мирах.
Традиционные правовые концепции не всегда применимы к виртуальной реальности, что требует новых подходов и осмысления. Объекты отношений в виртуальных мирах – это цифровые сущности, не имеющие материальной формы, но обладающие ценностью и функциональностью в рамках цифрового пространства.
К объектам виртуальных миров можно отнести виртуальную собственность, включающую виртуальные предметы, валюту, недвижимость, персонажей, транспортные средства и другие цифровые активы, имеющие значение для пользователей. Эдвард Кастронова в работе «Синтетические миры: бизнес и культура онлайн-игр» одним из первых исследовал экономику виртуальных миров и показал, что виртуальная собственность может иметь реальную стоимость, что, в свою очередь, порождает специфические правоотношения, связанные с обеспечением ее сохранности, наследованием, дарением и иными действиями гражданско-правового характера.