Дата публикации: 05.06.2025

Объекты и субъекты правоотношений в виртуальных мирах

Аннотация

В статье предложена авторская точка зрения об объектах и субъектах правоотношений в виртуальных мирах, раскрыта сущность и специфика виртуальных миров, предложены суждения зарубежных и российских авторов об объектах виртуальных миров, интеллектуальной собственности, цифровой идентичности, виртуальном имуществе, высказаны суждения о субъектах отношений в виртуальных мирах.




Виртуальные миры – новая реальность XXI в., объединяющая сложные кибернетические системы, цифровые технологии, социальные взаимодействия и алгоритмическое управление со своей технофилософией. Технологии дополненной и смешанной реальности интегрируют виртуальные объекты в физическое пространство, создавая новую гибридную реальность.

Особенность виртуальных миров заключается в их двойственной природе. С одной стороны – это программный код, с другой – среда со своими законами, правилами и социальными взаимодействиями, где осуществляют коммуникацию пользователи. Виртуальные миры – это целиком созданные человеком среды, их существование зависит от функционирования компьютерных систем. Технологии VR (виртуальной реальности), AR (дополненной реальности), MR (смешанной реальности), XR (расширенной реальности) позволяют пользователям погружаться в цифровую среду и взаимодействовать между собой на сенсорном уровне. В виртуальных мирах может существовать собственная экономика, основанная на виртуальной валюте, торговле виртуальными предметами и услугами. Миры управляются определенными правилами, которые устанавливаются разработчиками или формируются самими пользователями.

Виртуальные миры наполнены процессами и явлениями, расширяющими реальность новым измерением, которое постоянно развивается и взаимодействует с физическим миром. В этой связи возникают вопросы об объектах и субъектах отношений, возникающих в виртуальных мирах.

Традиционные правовые концепции не всегда применимы к виртуальной реальности, что требует новых подходов и осмысления. Объекты отношений в виртуальных мирах – это цифровые сущности, не имеющие материальной формы, но обладающие ценностью и функциональностью в рамках цифрового пространства.

К объектам виртуальных миров можно отнести виртуальную собственность, включающую виртуальные предметы, валюту, недвижимость, персонажей, транспортные средства и другие цифровые активы, имеющие значение для пользователей. Эдвард Кастронова в работе «Синтетические миры: бизнес и культура онлайн-игр» одним из первых исследовал экономику виртуальных миров и показал, что виртуальная собственность может иметь реальную стоимость, что, в свою очередь, порождает специфические правоотношения, связанные с обеспечением ее сохранности, наследованием, дарением и иными действиями гражданско-правового характера.

Список литературы

1. Иксанов И.С. Цифровое гражданство : монография / И.С. Иксанов. Москва : ИНФРА-М, 2024. 190 с.
2. Косенчук Л.Ф. Концепции виртуальной или сетевой идентичности: критический анализ / Л.Ф. Косенчук // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 693.
3. Лузгин А.С. Виртуальное имущество: понятие и признаки / А.С. Лузгин // Молодой ученый. 2023. № 13 (460). С. 255–256.
4. Castronova, E. Synthetic Worlds: The Business and Culture of Online Games / E. Castronova. Chicago : University of Chicago Press, 2005. 348 p.
5. Castronova, E. Synthetic Worlds: The business and culture of online games / E. Castronova. The University of Chicago Press, 2008. 346 p.
6. Dibbell, J. My tiny life. crime and passion in a virtual world / J. Dibbell, H. Holt. New York , 1998. 336 p.
7. Lastowka, G. Virtual Justice: The New Laws Of Online Worlds / G. Lastowka. Yale University Press, 2010. 241 p.
8. Noveck, B.S. Wiki government / B.S. Noveck. Washington, D.C. : Brookings Institution Press, 2009. 256 p.
9. Yee, N. The Gamer Motivation Profile: Model and Findings / N. Yee // URL: <a href="https://archive.org/details/GDC2016Yee" target="_blank">https://archive.org/details/GDC2016Yee</a> (date of access: 21.04.2025).

Остальные статьи