Гудвилл как презумпция
Аннотация
Современные вызовы, связанные с цифровизацией распространения информации, актуализируют проблему защиты деловой репутации участников предпринимательских отношений. В публикации названы ряд проблем, требующих скорейшего разрешения на законодательном уровне. В их числе: отсутствие законодательно закрепленной правовой презумпции о существовании положительной деловой репутации юридического лица (индивидуального предпринимателя), неуказание момента возникновения деловой репутации юридического лица (индивидуального предпринимателя), необходимость номинации деловой репутации (гудвилла) компании как нематериального актива, необходимость введения нормативного понятия «нематериальные убытки» и т.п.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 06/2025 |
Страницы | 15-18 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-6-15-18 |
Деловая репутация, гудвилл, репутационный вред, диффамация и ее латентные формы, фейки и дипфейки, анонимная и кибердиффамация…
М.А. Рожкова вполне обоснованно обращает внимание на «терминологическую разноголосицу», которая приводит к некоторым затруднениям в правоприменении, когда речь идет о необходимости защиты деловой репутации юридического лица.
Развитие цифровизации способствует, по мнению Н.Н. Парыгиной, увеличению числа случаев распространения «порочащей лжи нетривиальными методами». Принимая во внимание современные способы тиражирования и распространения информации, невозможно предвосхитить судьбу той или иной публикации, после того как она впервые вышла в свет. Сколько раз будет совершен репост диффамационной публикации? Это вопрос без ответа, поскольку возможности сети «Интернет» обладают поистине экстраординарными возможностями распространения информации. Возник даже новый термин, который применяется в случае архиширокого распространения. В таком случае принято говорить, что сведения «завирусились».
В связи с этим актуализируется проблема эффективности защиты деловой репутации субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности в современных условиях.
Нельзя не согласиться с представителями Саратовской правовой школы В.Н. Гавриловым, А.А. Сиротининым, Д.Д. Фокиным, которые в своих научных изысканиях пришли к неутешительному выводу, «что четкой концепции насчет диффамации и защиты чести, достоинства и деловой репутации в России не существует…».