Дата публикации: 05.06.2025

Концепция управления государством на основе конституции в дискурсе китайской правовой науки

Аннотация

Работа посвящена анализу различных подходов ученых к трактовке концепции управления государством на основе Конституции в Китае. Установлено, что в осмыслении управления государством на основе Конституции китайские юристы придерживаются двух подходов: первый заключается о том, что Конституция подлежит анализу прежде всего как нормативный правовой акт — закон. Часть из них направлена на изучение возможных трактовок конституционного текста, а другая часть обращена к практике его применения. Однако начиная с 2008 г. наметилось новое направление, требующее уделять внимание в первую очередь «действительному положению» Основного Закона. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что действующая Конституция КНР уже совмещает в себе нормативные и созидательные функции и формирует систему конституционных ценностей в духе социализма с китайской спецификой. В случае управления государством на основе Конституции речь идет не о просто какой-то «ограничивающей власть» конституции, а именно о Конституции КНР, т.е. Основном Законе КНР и выстроенном на его основе социалистическом законодательстве Китая.




Слово «конституция» в его современном значении (по-китайски «сяньфа» — буквально «Основной Закон») впервые было использовано в личном письме 1882 г. Чжэн Гуаньина, адресованном Шэн Сюаньхуаю. В литературе отмечается, что Чжэн его позаимствовал у японских ученых. Действующая Конституция КНР была официально обнародована и вступила в силу 4 декабря 1982 г. — через сто лет после его первого употребления Чжэном. Сто лет устремлений Китая к принятию Основного Закона были связаны с большими социальными переменами. Конституция 1982 г. обеспечила огромный вклад в обеспечение благосостояния Китая по различным направлениям, в том числе в области политики реформ и открытости, экономического развития, социального прогресса и общенародного достатка. Китайское конституционное право прошло длинный путь. В КНР формируется конституционная система, которая отвечает опыту, реалиям и специфической социальной ситуации. При анализе Конституции и оценке отдельных ее положений при осмыслении управления государством на основе Конституции профильные китайские юристы придерживаются двух различных подходов.

Первый подход исходит из предпосылки, что Конституция подлежит анализу прежде всего как нормативный правовой акт — закон. Соответственно, его сторонниками усиленно предпринимаются попытки анализировать и конструировать в догматическом ключе «конституционные нормы», в особенности самые яркие и влиятельные статьи по базовым правам человека. Этот подход продолжительное время был довольно популярен в китайских конституционно-правовых исследованиях. Отправной точкой в них выступали ценности духа конституционализма и озабоченность конституционным правом как таковым. Придерживающиеся этой позиции ученые полагают, что конституционно-правовые исследования прошлого были формой идеологизированных упрощенных пояснений и пропаганды отдельных трактовок Основного Закона. Соответственно, такой подход сосредоточен на конституционном толковании. Существует также отдельная группа исследователей, которые считают, что конституционное право в КНР изначально базировалось на ряде научных методов, но в конечном счете все свелось к спору о толковании конституционных положений. Расцвет науки конституционного права зависит в первую очередь от успехов специалистов в этой сфере. Можно было бы предположить, что в такой системе координат предполагается разработка Конституции с упором на ограничение власти для обеспечения базовых прав граждан и политической власти. В этом случае гражданские права фактически становятся конечной целью и высшей ценностью Конституции, именно они выступают показателем сущностной ее легитимности. Соответственно, специалисты должны сконцентрироваться на вопросах развития и расширения статей Основного Закона, связанных с базовыми гражданскими правами, которые становятся ключевым пунктом и первоосновой как Конституции, так и всего конституционного права.

Распространено мнение, что положения Конституции о правах обычно регулируют пределы взаимоотношений между государством и гражданами. Иными словами, когда мы говорим о конституционных правах, мы де-факто подразумеваем и ограничение государственной власти, и предупреждение «тирании большинства», которая может возникать при демократических институтах. Это предопределяет миссию и задачи Конституции как закона, который категорически требует осуществления контроля за его исполнением посредством правосудия. Некоторые ученые воспринимают конституционный контроль как сущность претворения в жизнь положений Конституции и на основе этого проводят глубокие и доскональные конституционно-правовые исследования. Подобные работы можно суммарно обозначить как посвященные практике применения Конституции. Сложности применения данного подхода на практике в рамках существующей политической системы КНР связаны с тем, что в ее условиях по сей день отсутствуют действенные механизмы контроля за исполнением Конституции. И уже заметны тяжелые последствия такого положения: чем больше прорабатываются подобные теории, тем дальше они оказываются от существующих реалий действия Конституции. Соответственно, сторонники этого подхода, опираясь на статьи Основного Закона о базовых гражданских правах, много говорят о соответствии нормам, но оказываются бессильны перед лицом многочисленных нарушений конституционных прав граждан и в принципе апеллируют преимущественно к самим себе и собственным сторонникам.

В связи с недовольством сложившимися обстоятельствами начиная с 2008 г. в исследованиях Конституции КНР наметилось новое направление: требование уделять внимание в первую очередь действительному положению Основного Закона. При этом дело не ограничивается лишь анализом властных полномочий в рамках трудов, посвященных практике применения Основного Закона, а делается ставка на восстановление политической составляющей Конституции. Отдельные ученые рекомендуют сосредоточиться на конституционных принципах народного суверенитета и снова поставить во главу угла конституционного права такие прежде игнорируемые понятия, как «суверенитет» и «право совершенствовать конституцию». Все доходит до того, что эти категории обозначаются сутью конституционного права, а «право совершенствовать конституцию» объявляется «интеллектуальным столпом» конституционного права. Некоторые исследователи выступают против идеи защиты интересов меньшинства в качестве обязательной основной задачи конституционного права и предпочитают подчеркивать значение демократии большинства и так называемой народной конституции. Существует также ряд ученых, которые пытаются раскрыть сущность «неписанной Конституции» КНР. Ссылаясь на опыт Великобритании в области конституционных актов, такие исследователи размышляют, насколько возможно перестроить логику соотношения суверенитета и власти в официальном тексте Конституции. Тем самым сторонники этого подхода анализируют влияние правящей партии на претворение Конституции в жизнь.

Список литературы

1. 罗伯特˙麦克洛斯基. 美国最高法院(第三版). 北京: 中国政法大学出版社. 2005年.
2. 周威. 郑观应首次使用宪法语词考.// 上海政法学院学报. 2017年. 第3期.
3. 章永乐. 旧邦新造:1911-1917(第二版). 北京: 北京大学出版社. 2016年.
4. 翟小波. 人民的宪法. 北京: 法律出版社. 2009年.
5. 习近平. 在首都各界纪念现行宪法公布施行30周年大会上的讲话. 北京: 人民出版社. 2012年.
6. 伍德罗˙威尔逊. 美国宪制政府. 北京. 北京大学出版社. 2016年.
7. 汪友亭. 依宪治国、依宪执政绝不是西方所谓“宪政”. // 红旗文稿. 2015年. 第11期.
8. 王磊. 宪法的司法化. 北京: 中国政法大学出版社. 2000年.
9. 却伯, 阿克曼, 皮德斯. 哈佛法律评论: 宪法学精粹. 北京: 法律出版社, 2005年.
10. 苏力. 大国制宪: 历代中国的制度构成. 北京: 北京大学出版社. 2018年.
11. 强世功: 中国宪法中的不成文宪法----理解中国宪法的新视角.// 开放时代. 2009年. 第12期.
12. 潘恩. 潘恩选集. 北京: 商务印书馆. 1981年.
13. 苗连营. 依宪治国基本原理与实践逻辑. 北京: 知识产权出版社. 2021年.
14. Addresses and papers of Charles Evans Hughes, Governor of New York, 1906–1908 / C.E. Hughes, J.G. Schurman. New York : London, 1908. 344 p.
15. 马钟成. 依宪治国、依宪执政与西方宪政的本质区别. // 光明日报. 2014年11月15日.
16. 刘晗. 合众为一: 美国宪法的深层结构. 北京: 中国政法大学出版社. 2018年.
17. 林来梵. 从宪法规范到规范宪法. 北京: 商务印书馆. 2018年.
18. Holmes O.W. Collected Legal Papers / O.W. Holmes. New York : Peter Smith, 1920. 328 p.
19. 汉密尔顿, 麦迪逊, 杰伊. 联邦党人文集. 北京: 商务印书馆. 1980年.
20. 高全喜. 何种政治, 谁之现代性? 北京: 新星出版社. 2007年.
21. 高全喜. 现代政制五论. 北京: 法律出版社. 2008年.
22. 高全喜. 宪法与革命及中国宪制问题 // 北大法律评论. 2010年. 第2期.
23. 董潘舆. 中国宪法学四十年. 政法论坛. 1989年.第5期.
24. 戴雪. 英宪精义. 北京: 中国法制出版社. 2001年.
25. 陈瑞洪. 宪法学的知识界碑—政治学者和宪法学者关于制宪权的对话. // 开放时代. 2010年. 第3期.
26. 沃尔特˙白哲特. 英国宪制. 北京: 北京大学出版社. 2005年.

Остальные статьи