Правовые проблемы определения компетенции Банка России в «антисанкционных» нормативных актах
Аннотация
В условиях противодействия санкционному давлению в Российской Федерации был принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, затрагивающих компетенцию Банка России. В частности, к таким актам относятся указы Президента РФ, связанные с порядком осуществления отдельных видов операций и сделок, валютным регулированием, а также указ Президента РФ и постановление Правительства РФ, направленные на обеспечение импортозамещения, в том числе и в отношении кредитных и некредитных финансовых организаций. С учетом распространенного подхода о недопустимости определения компетенции Банка России иначе, чем в соответствии с федеральными законами, указанные подзаконные нормативные правовые акты являются основанием для повторной оценки данного подхода. В результате исследования автор приходит к выводу, что сама по себе возможность установления компетенции Банка России в подзаконных нормативных правовых актах, не основанных на положениях федеральных законов, может стать угрозой самостоятельности и независимости Банка России. Вместе с тем представляется затруднительным представить иные способы определения компетенции Банка России в условиях необходимости оперативного реагирования на возникающие перед государством вызовы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 05/2025 |
Страницы | 53-62 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-5-53-62 |
Правовой статус Банка России: о возможности его отнесения к органам власти
Правовой статус Банка России является предметом дискуссии в российской юридической науке с 1990-х годов, и, как представляется, единого мнения по данному вопросу нет и на сегодняшний день.
Мировой опыт определения статуса центральных банков в российской литературе описывается зачастую как исключение в качестве общего правила центрального банка из структуры органов государственной власти, относящихся к классической триаде, выделяемой в рамках теории разделения властей, с наделением центрального банка полномочиями по ведению самостоятельной денежно-кредитной политики. Однако подобный подход в обобщенном виде представляется не в полной мере соответствующим действительности, так как следует признать, по общему правилу, центральные банки самостоятельными независимыми органами власти с особым статусом, что, однако, не тождественно их исключению из структуры и системы органов власти государства. В то же время в мировой практике достаточно специфических решений по определению статуса центрального банка или органа, выполняющего его функции, в связи с чем конкретный статус может быть определен только в привязке к определенному государству. Зарубежный опыт во многом повлиял и на российские доктринальные подходы к определению статуса Банка России.
В доктрине принято определять Банк России как «юридическое лицо sui generis», юридическое лицо публичного права, однако при этом наделенное публично-властными полномочиями. Правовая природа реализации публично-властных функций понимается исследователями различно: так, ряд исследователей указывает, что Банк России является государственным органом власти со специальным статусом, другие же исследователи считают, что Банк России не может быть признан органом государственной власти, что, однако, отдельным авторам не препятствует признать реализацию Банком России государственных функций. Исследователи также указывают, что Банк России является негосударственным образованием, так как не относится ни к одной из ветвей власти, указанных в Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ).
Подход исследователей, которые относят Банк России к органам власти, представляется более обоснованным, так как Банк России осуществляет ряд полномочий, характерных именно для органов власти. Так, Банк России наделен полномочиями по принятию нормативных актов, устанавливающих обязательное, в том числе и для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, регулирование по отдельным вопросам, связанным с функционированием финансового рынка. При этом правила подготовки нормативных актов устанавливаются Банком России самостоятельно (ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», далее — Закон о ЦБ РФ).