Миграция граждан как способ обеспечения конституционного права на благоприятную окружающую среду
Аннотация
Статья 42 Конституции РФ закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду. Однако данное право не всегда может быть соблюдено. Причинами его несоблюдения чаще всего выступают различные стихийные бедствия, негативно влияющие на экологическую обстановку, техногенные катастрофы. Существенное отрицательное влияние на окружающую среду оказывает также правомерная деятельность предприятий. В статье рассматривается экологическая миграция как способ граждан реализовать свое право на благоприятную окружающую среду. Автор анализирует мировые процессы экологической миграции и отечественный опыт правового регулирования данного процесса, рассматривает причины и особенности экологической миграции в России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 05/2025 |
Страницы | 45-48 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-5-45-48 |
Глава 2 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) закрепляет основные права человека, одним из которых является право на благоприятную окружающую среду (ст. 42). Несмотря на то что Конституция РФ имеет прямое действие (ст. 15), большинство конституционных норм нуждаются в принятии дополнительных нормативных актов для обеспечения их фактического исполнения.
В целях реализации вышеуказанного права в России принят целый ряд нормативных правовых актов. В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» расшифровано понятие «благоприятная окружающая среда, в федеральных нормативных правовых актах определяются нормативы качества окружающей среды, при соблюдении которых не причиняется вреда жизни и здоровью граждан, устанавливается проведение обязательной экологической экспертизы перед строительством объектов, которые могут нанести вред окружающей среде, закрепляются правила проведения различных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются нормативы воздействия на окружающую среду в результате хозяйственной деятельности субъектов РФ и правила возмещения вреда, причиненного как правомерным, так и неправомерным негативным воздействием на природные ресурс.
Несмотря на достаточно разработанный правовой механизм, вопросы соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду являются весьма актуальными. Так, для промышленных предприятий устанавливаются индивидуальные нормативы сбросов и выбросов, которые зачастую не соответствуют нормативам качества окружающей среды, поскольку во многих отраслях промышленности существующие технологические решения не могут обеспечить такой уровень выбросов вредных веществ, который не приводил бы к негативному воздействию на окружающую среду.
Осознавая данную проблему, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), рассматривая дело «Фадеева против Российской Федерации», сделал вывод (п. 95 и 108), что ЕСПЧ при вынесении решения по вопросам обеспечения права на благоприятную окружающую среду и вытекающего из него права на здоровье должен определить, сумело ли государство найти «справедливый баланс интересов» между «противоречащими интересами заявителя и общества в целом».
То есть при принятии решений ЕСПЧ исходит не из того, была ли прекращена деятельность предприятия, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а из того, какие меры приняло государство для минимизации негативных последствий такой хозяйственной деятельности. И такой подход к экологическим проблемам со стороны ЕСПЧ является очевидным: между экономическими и экологическими интересами в подавляющем большинстве случаев побеждают экономические, что подтверждают результаты многочисленных международных конференций, проводимых под эгидой ООН, на которых обсуждаются вопросы экологии.