Дата публикации: 05.06.2025

Цифровой разрыв в странах современного мира: причины и механизмы преодоления

Аннотация

Статья посвящена проблемам цифрового разрыва и неравенства в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий. Причинами такого разрыва могут быть врожденная технофобия отдельных граждан, их плохое здоровье, пожилой возраст, опасение кражи персональных данных, недостаточность финансовых средств, языковой барьер. Граждане, не способные должным образом пользоваться современными технологиями, фактически лишаются возможности принимать полноценное участие в общественной и политической жизни. Предлагаемые механизмы преодоления цифрового разрыва предусматривают разработку единых стандартов, которые бы обеспечивали равный доступ граждан к Интернету независимо от их технологических знаний и возможностей. Внедрение подобных стандартов представляется особенно важным применительно к гражданам с невысоким уровнем доходов, пожилым, бездомным, а также людям с ограниченными возможностями и слабыми языковыми знаниями. Последствия цифрового разрыва могут быть также смягчены с помощью продуманной политики на рынке труда, соответствующего обучения сотрудников и улучшения системы образования на всех уровнях. Цифровой разрыв является одним из проявлений социального неравенства, и его преодоление в конечном счете вряд ли возможно без сокращения других видов неравенства.




Проводимые в странах современного мира глобальные преобразования в информационной сфере характеризуются активным внедрением новейших технологий и цифровой трансформацией органов публичной власти. Видоизменяются взаимоотношения последних с гражданами, повышаются качество оказываемых населению услуг и уровень их персонализации, расширяются возможности выражения мнений и гражданского участия. Значимая социальная роль цифровизации особенно наглядно проявилась в период пандемии COVID-19, когда в условиях различного рода локдаунов и ограниченности человеческих контактов она стала важнейшим «средством компенсации социального дистанцирования».

Одним из направлений происходящих изменений является формирование цифровых платформ. Зарегистрировавшись на таких платформах, пользователи получают возможность не только фактически круглосуточно получать публичные услуги, но и выражать свое мнение и принимать участие в консультациях относительно предлагаемых публичных решений. Появилось понятие «цифровые граждане» (digital citizens). Такими гражданами считаются те, кто пользуется Интернетом на регулярной основе, ответственно и эффективно, обладая при этом необходимыми цифровыми навыками.

Люди, однако, могут оказаться неспособными должным образом воспользоваться современными информационными и коммуникационными технологиями в силу целого ряда причин, таких, например, как врожденная технофобия, опасение взлома своего аккаунта и кражи персональных данных, недостаточность финансовых средств, языковой барьер, а также в силу ограничений, связанных с плохим здоровьем и пожилым возрастом.

В XXI в. подобная неспособность вызывает ощутимые социальные последствия и «выступает в качестве своеобразного эквивалента неграмотности». Граждане тем самым практически лишаются возможности принимать полноценное участие в общественной и политической жизни и пользоваться теми преимуществами, которые предоставляют современные технологические инновации.

Так, для эффективного взаимодействия с органами публичной власти у граждан должен быть доступ в Интернет и свой адрес электронной почты. Все больше рабочих мест требуют наличие цифровых навыков на определенном уровне. Сложно получить образование, не имея возможности пользоваться компьютером и Интернетом. Люди, не имеющие необходимых цифровых знаний, могут оказаться неспособными воспользоваться растущим числом онлайн-сервисов, не имеющих офлайн-эквивалентов. Подобная неспособность была отнесена в научной литературе к «ненамеренным побочным негативным эффектам» (unintended negative side-effects) цифровизации, хотя и имеет свои объективные основания.

Список литературы

1. Citizen-Centered Public Policy Making in Turkey / eds. by V. Göcoğlu, N. Karkin. Cham : Springer, 2023. 476 р.
2. Democracy Technologies in Europe: Online Participation, Deliberation and Voting / ed. by D.L. Garcia. Vienna : The Innovation in Politics Institute, 2023. 60 р.
3. Digital Literacy and Inclusion: Stories, Platforms, Communities / ed. by D. Radovanović. Cham : Springer, 2024. 218 p.
4. Digital Towns: Accelerating and Measuring the Digital Transformation of Rural Societies and Economies / Th. Lynn, P. Rosati, E. Conway [et al.]. Cham : Palgrave Macmillan, 2022. 213 р.
5. Dijk, J. van. A Theory of the Digital Divide / J. van Dijk // The Digital Divide: The Internet and Social Inequality in International Perspective / eds. by M. Ragnedda, G.W. Muschert. London : Routledge, 2013. P. 29–51.
6. Dijk, J. van. The Digital Divide / J. van Dijk. Cambridge : Polity Press, 2020. 242 p.
7. Korovkin, V. Towards Conceptualization and Quantification of the Digital Divide / V. Korovkin, E.A. Kaganer, A. Park // Information Communication and Society. 2022. Vol. 26. Iss. 1. P. 1–36.
8. Kuhlman, S. Digital Transformation at the Local Tier of Government in Europe: Dynamics and Effects from a Cross-Countries and Over-Time Comparative Perspective (DIGILOG) / S. Kuhlman, I. Proeller, R. Steiner, J. Marienfeldt. Potsdam : Universität Potsdam,
9. Lupač, P. Beyond the Digital Divide: Contextualizing the Information Society / P. Lupač. Bingley : Emerald Publishing, 2018. 211 p.
10. Milakovich, M.E. Digital Governance: New Technologies for Improving Public Service and Participation / M.E. Milakovich. New York : Routledge, 2012. 382 р.
11. Participatory and Digital Democracy at the Local Level: European Discourses and Practices / eds. by G. Rouet, Th. Côme. Cham : Springer, 2023. 405 р.
12. User Centric E-Government: Challenges and Opportunities / eds. by S. Saeed, T. Ramayah, Z. Mahmood. Cham : Springer, 2018. 256 р.
13. Wirtz, B.W. Digital Government: Strategy, Government Models and Technology / B.W. Wirtz. Cham : Springer, 2022. 512 p.

Остальные статьи