Дата публикации: 05.06.2025

Цифровые платформы: конституционно-правовые основы функционирования

Аннотация

Статья посвящена вопросам трансформации понимания и соблюдения конституционных прав и свобод граждан, а также выполнения функций и реализации полномочий государственными органами при активном использовании информационного взаимодействия через цифровые платформы. Автором приведены мнения ученых, а также судебная практика, которые показывают изменения, происходящие в связи с широкомасштабным внедрением цифровых платформ практически во все сферы жизни общества. Выявлены наиболее важные вопросы и проблемы урегулирования функционирования цифровых платформ с точки зрения реализации положений Конституции Российской Федерации.




Цифровые платформы в настоящее время являются основополагающим элементом формирования экономики данных, функционирование которой предусмотрено одноименной государственной программой Правительства Российской Федерации. Если на стадии создания условий для перехода к цифровой экономике рассматривались варианты внедрения и использования отдельных инновационных технологий, то сейчас этот процесс проходит этап систематизации. Следовательно, необходимо структурирование не только процессов функционирования цифровых платформ как основных элементов работы экономики данных, но и правового регулирования.

Фундаментом формирования правового регулирования, в том числе цифровых платформ, всегда является конституционное право, в рамках которого следует рассматривать такие аспекты, как конституционные права граждан, вопросы, связанные с ведением Российской Федерации, а именно, наличием и реализацией полномочий федеральных государственных органов; кроме этого, вопросы распределения полномочий, в соответствии с положениями ст. 72 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), между федеральными и региональными государственными органами и ведомствами.

Следует отметить, что основные нормативные акты, регулирующие работу цифровых платформ, указало Министерство экономического развития Российской Федерации в Концепции, сформулированной в 2021 г. Из содержания концепции видно, что в ней рассматривались только аспекты, связанные с функционированием коммерческих цифровых платформ, что оставляет без внимания работу многочисленных государственных информационных систем, которые, по сути, являются цифровыми платформами.

Конституционные права граждан в контексте работы цифровых платформ. Появление цифровых платформ привело к кратному увеличению оборота информации и обсуждению в научном сообществе влияния цифровизации на возможности соблюдения конституционных прав граждан. Н.В. Мамитова считает, что «меняется набор прав и свобод человека, появляются новые цифровые права, обостряются противоречия между свободой информации и правом на защиту частной жизни». Е.В. Алферова также приходит к выводу о том, что «значительное расширение перечня традиционных прав человека <…> меняет свое содержание в контексте различных конституционных ценностей». Исследователи Н.В. Свиридова и Э.Ю. Балаян обращают внимание на обратную сторону вопроса, а именно, «создание государством условий… безопасной информационной среды способствует гармоничному развитию личности и общества и призвано обеспечить баланс интересов государства и человека», т.е. выделяется влияние государственных функций даже в условиях цифровизации и трансформации на реализацию конституционных прав граждан.

Реализация конституционных прав граждан в контексте работы цифровых платформ может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, по сути, цифровые платформы являются информационной инфраструктурой, обеспечивающей информационный обмен данными, следовательно, остро стоит проблема защиты личных, в том числе персональных, биометрических, данных граждан, например Л.К. Терещенко, говоря о необходимости правового регулирования цифровых платформ, отмечает, что «нуждается в правовом регулировании сбор и оборот цифровых пользовательских данных, осуществляемый цифровыми платформами». Эта проблема ярко прослеживается в виде ценовой, национальной и иной дискриминации при обработке таких данных с помощью технологий искусственного интеллекта, больших данных, даже в обезличенном варианте. Кроме этого, с этой проблемой напрямую связаны риски соблюдения цифровой безопасности, так как с увеличением объемов цифровых данных и применяемых цифровых технологий становится актуальной разработка конституционных механизмов обеспечения безопасности в цифровой среде, в том числе оборот данных создает угрозы для соблюдения прав интеллектуальной собственности и авторских прав, поскольку быстрое, практически ничем не ограниченное распространение материалов является проблемой в сфере защиты авторских прав и баланса между интересами авторов и общества.

Список литературы

1. Акбердина В.В Нормативно-правовое законодательство как способ регулирования деятельности цифровых платформ / В.В. Акбердина, А.З. Барыбина, Е.А. Никулина // Вестник Академии знаний. 2024. № 1 (60). С. 20–25.
2. Алферова Е.В. Трансформация универсальных и конституционных прав человека в условиях цифровизации / Е.В. Алферова // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 11. С. 31–36.
3. Мамитова Н.В. Цифровое государство: проблемы построения в Российской Федерации / Н.В. Мамитова // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 2. Юридические науки. 2019. № 4 (22). С. 13–20.
4. Погодина И.В. Цифровая инклюзивность в цифровом государстве / И.В. Погодина // Государственная власть и местное самоуправление. 2024. № 10. С. 43–45.
5. Свиридова Н.В. Свобода слова в условиях цифровизации: проблемы публично-правового регулирования и обеспечение баланса конституционных прав человека и интересов государства / Н.В. Свиридова, Э.Ю. Балаян // Государственная власть и местное самоуправление. 2
6. Стародубова О.Е. Роль цифровых платформ в государственном управлении / О.Е. Стародубова // Юридические исследования. 2024. № 12. С. 13–27. DOI: 10.25136/2409-7136.2024.12.72604
7. Терещенко Л.К. Цифровые платформы: подходы к регулированию / Л.К. Терещенко // Журнал российского права. 2024. № 9. С. 163–175.

Остальные статьи