Мировая юстиция — юстиция справедливости
Аннотация
В статье анализируются цели создания мировой юстиции в Англии, Франции и России. Обосновывается, что во Франции и России мировые суды создавались как суды sui generis, руководствующиеся началами совести и справедливости. Подчеркивается концептуальное сходство английского Канцлерского суда, французской и русской дореволюционной мировой юстиции, а также ранних советских судов. Делается вывод, что создание специальных «судов справедливости» неэффективно.
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 06/2025 |
Страницы | 22-27 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2025-6-22-27 |
Анализируя особенности мировой юстиции, ученые, как правило, обращают внимание на следующие признаки: приближенность к населению, упрощение судебной процедуры, ограничение компетенции малозначительными делами, особый порядок наделения судей полномочиями, доминирование начал совести и справедливости при разрешении дел, повышенное значение примирительной функции и др.
Зачастую в качестве классического образца мировой юстиции признается ее конкретная историческая форма, с которой сравниваются современные аналоги. В отечественной науке такой классической моделью выступает мировая юстиция по Уставу гражданского судопроизводства 1864 г. (далее — УГС).
Некоторые авторы отыскивают универсальные признаки мировой юстиции, такие как: отсутствие профессиональных требований; коллегиальность, выборность; незначительная цена требований; упрощенный порядок судопроизводства; наличие примирительной функции; применение не только позитивного права, но и местных обычаев, а также справедливости; особый порядок обжалования решений.
Вне всяких сомнений законодатели разных стран и эпох преследовали разнообразные цели, создавая органы мировой юстиции. Однако основной интерес представляет цель создания мировой юстиции, которая качественно отличает ее от иных судебных установлений. Поскольку опыт Англии и Франции повлиял на становление мировой юстиции в России, начать исследование стоит с изучения данных юрисдикций.
Англия. В литературе отмечается, что идея мировой юстиции напрямую связана с англосаксонской концепцией «королевского мира», которая могла означать частную гарантию мира и безопасности и (или) общую декларацию мирного правления короля и недопустимости посягательств на общественный порядок.