Правовые аспекты использования QR-кодов для платежей
Аннотация
В современном мире, где технологии стремительно развиваются, безналичные платежи в качестве способов оплаты выходят на первый план. Традиционные способы оплаты, например, посредством банковских карт, постепенно уступают место новым, более удобным и оперативным способам. Одним из таких способов является оплата по QR-кодам. В настоящей статье рассмотрена история и правовые аспекты оплаты по QR-кодам, проанализированы ее особенности в контексте правовой природы права; определены перспективы развития данного способа проведения оплаты в России. Также в статье исследуются вопросы правового регулирования оплаты с использованием QR-кодов и возможные пути совершенствования правовой базы для обеспечения эффективного и безопасного функционирования QR-платежей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 05/2025 |
Страницы | 111-122 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-5-111-122 |
В общепринятом смысле под QR-кодом (Quick-Response Code — код быстрого реагирования) понимается двумерный штрихкод, который хранит закодированную информацию в виде матрицы из черных и белых квадратов и обеспечивает возможность записи до 7 089 цифр или 4 296 символов, при этом информация может быть совершенно любой.
QR-код как товарный знак был зарегистрирован в Японии в сфере автомобильной промышленности компанией Denso Corporation в 1994 г. Примечательно, что корпорация не стала облагать лицензионными отчислениями его использование сторонними компаниями, что позволило использовать технологию любому желающему.
Технология QR-платежей получила наибольшее распространение в странах Азии, в первую очередь в Китае, но также широко применяется, например, в Таиланде, Южной Корее, Индии, Узбекистане и пр. При этом в Великобритании, странах Европейского союза, а также в США более распространена оплата наличными и банковскими картами. Платежные приложения в этих странах в основном ориентированы на поддержку именно платежных карт, а QR-коды для оплаты имеют ограниченное хождение, при этом отмечается тенденция к их более широкому применению.
Согласно исследованию, проведенному Juniper Research, прогнозируется, что к 2025 г. глобальные расходы на платежи с помощью QR-кодов превысят 3 трлн долларов, увеличившись с 2,4 трлн долларов в 2022 г. Как указывается в исследовании, этот рост на 25% обуславливается растущим вниманием государств к повышению уровня финансовой доступности в развивающихся регионах и предоставлению альтернатив устоявшимся способам оплаты в развитых регионах.
В России с учетом имеющихся возможностей платежной инфраструктуры кредитные организации продолжают развивать свои платежные приложения и сервисы и предлагают своим клиентам новые решения. В частности, для потребителей при запуске Банком России системы быстрых платежей (СБП) в 2019 г. также был предложен инструмент по оплате QR-кодами. Однако данный способ получил свое развитие лишь во время пандемии COVID-19 и особенно после ухода из России международных платежных систем (Visa, Mastercard) и бесконтактных платежных сервисов (Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay). При этом в России полноценное правовое регулирование порядка оплаты посредством QR-кодов отсутствует до сих пор.