Дата публикации: 05.06.2025

О некоторых нюансах судебных споров с участием административных органов о понуждении собственников (владельцев) объектов культурного наследия к соблюдению охранных обязательств

Аннотация

В статье исследуются правовые нюансы при рассмотрении судебных споров, связанных с возложением на собственников (владельцев) объектов культурного наследия обязанностей по обеспечению их сохранности и исполнению охранных обязательств. Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования механизмов сохранения объектов культурного наследия, в настоящее время нередко находящихся в критическом состоянии. Автором ставится цель по выявлению характерных особенностей споров о понуждении собственников (владельцев) объектов культурного наследия к соблюдению возложенных на них охранных обязательств, связанных с характером инициирования споров, применяемым к ним правовым нормам и мерам ответственности. С использованием сравнительно-правового, аналитического, системного методов исследования судебных актов различного уровня автором делаются выводы о специфичности указанных споров, складывающейся из участия в них публичных административных органов, однако при этом рассматриваемых в рамках гражданской процедуры, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.




Важнейшим звеном в административно-правовой цепи мероприятий по охране объектов культурного наследия, гарантирующим сохранение самобытного кода и «атмосферы места» в исторической перспективе как реализацию целей и задач исторической застройки поселений, выступает обеспечение соблюдения собственниками (владельцами) объектов культурного наследия принятых на себя охранных обязательств.

Сложный комплекс административных мероприятий по выявлению, учету, проведению историко-культурной экспертизы, внесению в реестр, размежеванию границ объектов культурного наследия не может считаться достаточно эффективным без гарантированности выполнения обязательств по охране памятников в процессе приведения их к надлежащему строительно-техническому состоянию и ежедневной эксплуатации. Указанными мероприятиями достигается конечный результат охранительных мер — сохранение историко-культурного облика объектов в исходном, охраняемом состоянии.

При этом если в ходе применения вышеперечисленных административных процедур задействован, как правило, исключительно орган публичной власти, уполномоченный в сфере охраны объектов культурного наследия и привлекаемые им для содействия организации и специалисты, то при переходе на следующий этап регулирования в виде издания акта об утверждении обязательства по охране и самого охранного обязательства в правоотношение вступают граждане и юридические лица, которым объект принадлежит на праве собственности (владения) в роли подчиненного субъекта, приобретая при этом конкретные права и обязанности. В случаях возникновения конфликта между указанными лицами спор передается на рассмотрение третьей стороне — в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд.

Особенности связанных с охранными обязательствами правовых споров обусловлены правовой природой самих охранных обязательств.

Пункт 1 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 73-ФЗ) рассматривает охранное обязательство как документ, определяющий публичные обязанности законного владельца по сохранению включенного в реестр памятника культуры.

Список литературы

1. Алексеев В.А. Охранное обязательство: правовая сущность и вопросы судебной практики / В.А. Алексеев // Закон. 2022. № 12. С. 134–142.
2. Сбитнев В.С. Правовая природа охранного обязательства как существенного условия договора аренды объектов культурного наследия / В.С. Сбитнев // Хозяйство и право. 2024. № 4 (567). С. 101–112.

Остальные статьи