Правовая квалификация действий по разделу, выделу, объединению и перераспределению земельных участков
Аннотация
В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, возникающие при определении правовой природы действий, направленных на образование земельных участков. В настоящее время нет серьезных теоретических изысканий, определяющих место таких действий в системе правоприменения. Практика идет по пути ограниченного применения норм главы I.1. ЗК РФ. Вместе с тем высказываются мнения о признании за такими действиями сделочной природы, что связано с возможностью применения к ним норм главы 9 ГК РФ. В частности, эти идеи можно найти у К.И. Скловского и В.С. Костко в совместной статье: «О понятии вещи. Деньги. Недвижимость», а также у самого К.И. Скловского в работах: «Помещение в здании как объект права», «Собственность в гражданском праве».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 05/2025 |
Страницы | 28-40 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-5-28-40 |
Пункт 1 ст. 11.2. ЗК РФ в качестве одного из способов образования земельных участков указывает на их раздел, выдел, объединение и перераспределение. Вместе с тем нет четкого представления о том, какие еще нормы права и на каком этапе должны лежать в основе совершения соответствующих действий, в том числе в части определения их правовых последствий. Это затрудняет правоприменение и заставляет искать ответы в регулировании, не предназначенном для этих целей, в том числе используя аналогию закона, когда, как мы беремся утверждать, есть нормы, подлежащие применению к соответствующим отношениям напрямую.
В качестве магистральной идеи мы будем опираться на мысль, высказанную К.И. Скловским и В.С. Костко о том, что раздел земельного участка может представлять из себя сделку. Следовательно, к соответствующим отношениям вполне могли бы быть применимы положения главы 9 ГК РФ.
Напомним, что в соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Выдерживает ли указанное определение соответствие тем признакам, которые вкладывает законодательство в процесс образования земельных участков?
Действительно, будет ли установка забора, делящего земельный участок на две части, или ограждение нескольких земельных участков как одного означать, что мы совершили в отношении таких объектов действия по образованию? Ведь применительно к движимым вещам мы можем в большем числе случаев, проведя необходимые манипуляции в физическом плане, с полной уверенностью сказать, что мы разделили, объединили вещи. «Движимая вещь сама по себе имеет границы как часть той формы, которую она имела при создании» и, следовательно, при разделении.