Дата публикации: 22.05.2025

Проблемы и перспективы развития института судебного примирения в арбитражном процессе

Аннотация

Повышение размера судебных госпошлин, в том числе по арбитражным спорам, а также существенная нагрузка на суды обусловливают необходимость исследования института альтернативных процедур урегулирования споров. Примирительные процедуры позволяют более эффективно и экономически выгодно разрешать разногласия, возникающие между сторонами. В рамках научного исследования проведен анализ процедуры судебного примирения как способа разрешения спора, выделяются проблемы и преимущества использования в российском арбитраже.




Институт судебного примирения был введен в процессуальное законодательство лишь в 2019 г. Его внедрение расширило способы защиты прав и урегулирования споров. Сущность судебного примирения имеет дуалистическую правовую природу, сочетая в себе судебные признаки, а также признаки примирительной процедуры, т.е. неюрисдикционные признаки. Неюрисдикционные признаки судебного примирения выражаются во внесудебном порядке проведения судебного примирения. Также само судебное примирение проводится судебным примирителем как особым субъектом в форме переговоров в определенном сторонами процедурном порядке. Помимо этого, что характерно для всех примирительных процедур, судебное примирение характеризуется высокой степенью саморегуляции данной процедуры. Несмотря на внесудебный порядок проведения судебного примирения, стоит отметить, что судебный примиритель тесно связан с судом и судебной системой. Он должен информировать арбитражный суд о ходе и результате примирения, а также вправе знакомиться с материалами дела.

Статус судебного примирителя выражается в том числе в порядке оплаты его деятельности: выплата вознаграждения примирителю осуществляется из федерального бюджета. Данные признаки свидетельствует о наличии юрисдикционных черт в данной процедуре, которые носят второстепенный характер.

Исходя из характерных признаков судебного примирения, а также положений регламента проведения судебного примирения, утвержденного Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 г. № 41, под судебным примирением мы будем понимать разновидность примирительной процедуры, которая проходит в форме переговоров, где посредником выступает особый субъект –– судебный примиритель.

Исследуемый вид альтернативных способов решения спора базируется на общих для примирительных процедур принципах: добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость, беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность и добросовестность. Принципы независимости и беспристрастности играют ключевую роль при рассмотрении требований к судебному примирителю и порядка определения кандидатуры.

Регламент проведения судебного примирения указывает, что судебным примирителем является судья, пребывающий в отставке, включенный в список судебных примирителей, который утверждается Пленумом Верховного Суда РФ. При этом такой судья не может быть привлечен к осуществлению правосудия, а также работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях, общественных объединениях и др. Сам список формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда РФ на основе предложений арбитражных судов, из числа судей в отставке, которые желают выступать в качестве судебного примирителя, с учетом их опыта, специализации и иных аспектов профессиональной деятельности. 


Остальные статьи