Дата публикации: 22.05.2025

Действие законодательства в области охраны здоровья в период вооруженного конфликта

Аннотация

В статье исследован порядок применения норм различных международных конвенций, устанавливающих право на охрану здоровья, при возникновении вооруженного конфликта. Рассмотрен объем гарантий, предоставляемый в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи в данных условиях. Выявлено противоречие нормы российского законодательства, содержащейся в Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, требованиям Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. Приведены положения действующего российского законодательства, позволяющие в полной мере исполнять требования международной конвенции.




Российское законодательство предусматривает право на охрану здоровья и право на получение медицинской помощи для всех лиц вне зависимости от правового статуса. Действительно, устанавливаемая в ст. 41 Конституции Российской Федерации гарантия в отношении этих прав распространяется на каждого, т.е. как на граждан России, так и на иных лиц: иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Помимо указанных прав в Конституции страны закреплены и иные права, без которых реализация права на медицинскую помощь не была бы полной. В качестве таких необходимо отметить, во-первых, право на жизнь (ст. 20 Конституция РФ). В свете права на оказание медицинской помощи данное право подразумевает, помимо прочего, необходимость установления момента начала жизни и момента ее окончания. Во-вторых, право на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), подразумевающее недопустимость применения пыток, любого унижающего или жестокого обращения с человеком, а также проведения каких-либо опытов, в том числе медицинских и научных, если согласие лица на это не было дано в добровольном порядке. В-третьих, право на личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), которое с точки зрения права на медицинскую помощь необходимо рассматривать как недопущение какого-либо вмешательства (как физического, так и психологического). Запрет физического вмешательства в телесную оболочку подразумевает, что никакие медицинские действия не могут производиться без наличия согласия, выраженного в надлежащей форме. Данное конституционное право конкретизируется в нормах специального законодательства, где рассматриваются различные ситуации, позволяющие в полной мере реализовывать право на физическую неприкосновенность всеми категориями лиц вне зависимости от их состояния. В-четвертых, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, которую с точки зрения обеспечения права на медицинскую помощь необходимо рассматривать как недопустимость распространения сведений о лице, обратившемся за получением данного вида помощи, а также сведений, касающихся состояния его здоровья. Обязанность сохранения врачебной тайны, состав сведений, подпадающих под эту категорию, круг лиц, на которых распространяется это требование, а также случаи, когда без согласия лица разглашение сведений считается возможным, подробно регламентируются нормами отдельного нормативного правового акта.

Интересным становится вопрос реализации закрепленного в Конституции права на медицинскую помощь при возникновении вооруженного конфликта. Какими международными и российскими нормативными актами регламентируется это право в данных условиях? Подлежит ли оно ограничению или нет?

Вооруженный конфликт как столкновение вооруженных сил двух или более государств с применением вооружения оказывает существенное влияние на порядок и объем оказываемой медицинской помощи.

С началом вооруженного столкновения, вне зависимости, признают ли его наличие или отрицают страны-участницы, жертвы такого вооруженного конфликта (в том числе больные, раненые, военнопленные) подлежат защите согласно Женевским конвенциям 1949 г. Нормами этих конвенций предусматриваются как право на охрану здоровья в целом, так и право на предоставление медицинской помощи в частности.

Так, в области охраны здоровья предусмотрено обеспечение военнопленных питьевой водой, осуществление предоставления питания. Объем предоставляемого обеспечения также установлен нормами Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., но имеет оценочный характер и закреплен в норме ст. 20 как достаточный. Для обеспечения здоровья военнопленных закрепляется обязанность страны, держащей их в плену, принимать все меры гигиены, размещать санитарные установки, сооружать бани и души, обеспечивать лиц мылом и водой (ст. 29).


Остальные статьи